Туризм – драйвер развития больших и малых городов, сельских территорий и природных заповедников. Туристы – желанные гости, и, как принято во всём мире, принимая  гостей, мы наводим чистоту в доме, готовим вкусные блюда, надеваем лучшие наряды. А если гости приезжают к нам ежедневно, то мы должны постоянно развивать, украшать, содержать в чистоте свой дом, свой город, удивлять наших гостей, производить на них впечатление. Туризм – это впечатление!

Рассматривая варианты для путешествий, потенциальные туристы, в первую очередь, оценивают возможности того или иного региона удовлетворить их разноплановые потребности. Чтобы оставаться привлекательной для туристов территорией, необходимо оправдывать ожидания гостей, знать и предвосхищать их желания, потребности, интересы. Как сформулировал один из величайших экономистов 20 столетия Джон Мейнард Кейнс: «Спрос рождает предложение». Постоянно изучая и анализируя запросы гостей нашей территории, мы имеем возможность создавать наиболее полный и оптимальный комплекс предложений для их отдыха и работы. В идеале, гость, однажды посетивший Смоленск, через комплекс предлагаемых на территории города услуг, должен получить максимальное удовлетворение своих потребностей, стать постоянным гостем Смоленска и рекомендовать его своим друзьям и знакомым. И если смоляне любят свой город «по определению», то любовь гостей к городу нужно завоёвывать ежедневно. 

Смоленская крепостная стена, безусловно, главное украшение города, его сердце, душа, его «ожерелье всея Руси», уникальная туристская достопримечательность. Основная её уникальность – в протяжённости! В Туле, Зарайске, Коломне, Рязани, Пскове и даже Москве кремль включают в туристские программы как один из объектов экскурсионного показа. По Смоленской крепостной стене и, примыкающим к ней территориям, уже сейчас можно выстраивать двухдневные туристские программы. К сожалению, на данный момент, активно в туристско-экскурсионной и событийной деятельности используются только южные участки стены.

При работе над проектами по благоустройству территории Смоленской крепостной стены и приспособлению её башен и прясел под туристские объекты необходимо учитывать ряд особенностей организации туристско-экскурсионных программ. Продолжительность одной стандартной пешеходной экскурсии от 40 минут до 1,5 часов.  Более продолжительные программы предусматривают отдых на обед или переезды на транспорте. Необходимо продумать начальные точки групповых маршрутов, оборудованные стоянками для экскурсионных автобусов и личных автомобилей. В идеале, расстояние между такими стоянками не должно превышать 1,5 – 2 км, чтобы группе не приходилось возвращаться к автобусу, а, наоборот, автобус имел возможность проехать до следующей стоянки и ожидать группу на конечной точке маршрута.

Если театр начинается с гардероба, то туризм начинается с туалетов. Это вечная проблема всех профессионалов в сфере туристско-экскурсионной деятельности и путешественников. Вблизи каждой автостоянки должен быть общественный туалет. Это могут быть отдельные здания, но тогда возникает проблема их содержания и обслуживания, или помещения, примыкающие к точкам питания, торговым рядам или музеям.

Интересен вариант размещения в одной из башен Смоленской крепостной стены гостиницы или хостела. При реализации данного проекта стоит учитывать, что с 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии".

Данный закон устанавливает запрет на предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории. Для того чтобы у отеля в дальнейшем не возникало проблем с обязательной классификацией, необходимо изначально проектировать его по стандартам, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».

Туристы приезжают в Смоленск и передвигаются по городу на легковом автомобиле (1 – 5 чел.), микроавтобусе (10 – 20 чел.) или автобусе (30 – 55 чел.). При проектировании автостоянок, отелей, точек питания, сувенирных рядов, смотровых площадок и прочих объектов туристской инфраструктуры следует учитывать эту особенность с точки зрения вместимости объектов инфраструктуры, ценовой политики, безопасности и рентабельности.

Учитывая всё вышесказанное, не стоит забывать и о жителях Смоленска, для которых Смоленская крепостная стена и, прилегающая к ней  территория, не столько уникальная достопримечательность, сколько часть повседневной жизни. 

Е.Л.Агафонова