ТУРИСТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

Селезнева Ольга Витальевна

Актуальность создания удобной городской навигации в России с каждым годом увеличивается в связи с развитием туристической индустрии. Согласно статистике 2016 года более 24,5 тыс. иностранных туристов посетили города Российской Федерации. Внутренний туризм составил более 50 млн. человек [3]. Но во многих городах навигация для туристов плохо продумана и не обладает достаточной информативностью или вовсе отсутствует, в связи с чем уменьшается интерес к памятникам культуры. Грамотное проектное предложение для навигации позволит:

1. улучшить привлекательность городской среды;

2. увеличить интерес, как туристов, так и местных жителей к памятным местам города;

3. увеличить посещаемость объектов;

4. увеличить доступность к объектам;

5. обеспечить безопасность пребывания туристов;

6. сформировать свой собственный образ и бренд.

При проектировании стоит уделять особое внимание изучению и анализу опыта создания навигации в странах с высоким уровнем развития туризма, в частности таких стран как Канада, Великобритания и Германия.

При разработке систем навигации следует принимать во внимание некоторые требования:

- Информативность – создание понятной и доступной туристической навигации.

- Технологичность – все элементы системы навигации должны быть просты в эксплуатации.

- Наглядность – доступность информации не зависимо от родной страны туриста.

- Эстетика – создание туристической навигации, которая смогла бы органично вписаться в окружающую городскую застройку.

- Толерантность – соответствие восприятию лиц разных религий, национальностей, а так же людей с ограниченными возможностями.

В качестве туристической навигации по городу могут быть использованы:

- таблички на зданиях;

- знаки;

- указатели;

- информационные стелы;

- пиктограммы.

Указатели для ориентации на территории города должны быть расположены возле исторических зданий и памятников культуры вдоль пути следования туристов, а так же на всех магистралях и перекрестках города. Знаки ориентирования должны быть просты в оформлении и понятны каждому человеку, независимо от национальности. Указатели могут быть объединены в блоки, при этом не рекомендуется делать более пяти ярусов. В большинстве случаев изображается пиктограмма объекта, его название, месторасположение, направление и дистанция до объекта. То же самое применительно к знакам и табличкам на зданиях. Конструкции должны изготавливаться из антикоррозийных материалов и иметь защитное и антивандальное покрытие. Форма указателей не должна искажать информацию.

На стеле должна располагаться вся необходимая информация для туристов минимум на двух языках, карта с нанесением всех автомагистралей, памятников культуры, организации для досуга и отдыха, точки общественного питания, отели, хостелы и гостиницы. Если стела создается для какого-либо конкретного объекта или для памятной улицы, то должна присутствовать историческая справка. Система навигации так же предлагает размещение QR-кодов «QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку» [1]. Допускается изготовление объектов туристской навигации со световой индикацией. «Конструкции со световой индикацией должны подразумевать лёгкий доступ к элементам, подлежащим замене или чистке, а также к местам электрических соединений» [2, с. 14].

 Для обеспечения единообразия всех элементов навигации используются схожая стилизация, один шрифт и общая цветовая гамма.

Рассмотрим создание навигации для Петропавловской церкви г. Смоленска в контексте средового подхода. Памятник культуры располагается по ул. Кашена, поблизости находятся пригородный вокзал, промышленные здания, различные склады, ТЭЦ, гипермаркет «Линия» и рынок. Для создания комфортной и доступной туристической среды следует создать указатели, которые помогут ориентироваться туристам в городе, а так же стелы, которые будут содержать всю необходимую информацию. Проектируемую информационную стелу предполагается разместить в непосредственной близости от объекта по ул. Кашена. Указатели будут находиться в местах наибольшего потока людей. В городе уже имеется навигационная система, поэтому при проектировании важно опираться на уже имеющиеся примеры в целях сохранения единообразия.

В перспективе возможно развитие электронной навигации в виде бегущих строк, электронных табло, светодиодных указателей и светодиодных информационных табло. Использование подобной системы позволит представлять информацию более чем на двух языках, а так же увеличить   качество и количество предоставляемой информации. Такая навигация привлекает внимание, она динамична, современна и более мобильна.

 

b_300_250_16777215_00_https___sibac.info_files_2017_06_15_studmeghdis_Selezneva1.files_image001.jpg

Рисунок 1. Расположение объекта, стелы и указателей

 

b_300_250_16777215_00_https___sibac.info_files_2017_06_15_studmeghdis_Selezneva1.files_image002.jpg

Рисунок 2. Проектное предложение

 

Таким образом, одним из главных моментов при проектировании навигации выступает внешний облик конструкций и простота, за счет чего каждый человек сможет получить точную и необходимую для него информацию.  При создании информационной туристической навигации стоит обратить внимание на:

- окружающий ландшафт;

- историю и стилистику объекта, для которого проектируется навигация;

- стилистика уже существующей навигации;

- главные пути следования туристов;

- основные магистрали и перекрестки.

Грамотный подход к организации и систематизации туристической навигации позволит увеличить интерес к памятникам культуры, а так же улучшит эстетические качества города.

 

Список литературы:

  1. Генератор QR кодов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qrcoder.ru/ ( Дата обращения 11.06.2017)
  2. Министерство культуры Российской Федерации Департамент туризма и региональной политики. Методическое пособие по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации: методическое пособие. М.: Минтранс России, 2013. – 72 с.
  3. Федеральная служба государственной статистики  [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/4508/ (Дата обращения: 10.06.2017)