СОВРЕМЕННЫЙ АРТ-ОБЪЕКТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ

(на примере исторических территорий, находящихся в непосредственной близости к Смоленской крепостной стене)

В настоящее время в России реализуется приоритетный государственный проект по формированию комфортной городской среды, поэтому вопросы развития дизайна архитектурной среды являются достаточно актуальными. Рассмотрим особенности дизайн – проектирования современных арт – объектов в исторических городских пространствах, на примере исторических территорий, прилегающих к Смоленской крепостной стене, так как реализация приоритетного государственного проекта на этих территориях требует особого подхода. Цель средового дизайна ученые определяют как «формирование гармоничной предметной среды, - жилой, производственной и культурно-бытовой сфер» в целом, так и при создании средового арт-объекта, в частности. В древних русских городах историческая архитектурная среда определяет важнейшие направления общественного, культурного, эстетического и функционального развития всей городской инфраструктуры. Города с богатой историей и культурными традициями представляют собой сложную архитектурно-композиционную структуру, требующую учёта множества противоречивых, часто взаимоисключающих требований. В некоторых случаях, использование исторических пространств обособлено от интенсивной городской жизни, излишне музеефицировано. Такой подход значительно снижает востребованность данных территорий у жителей города и, соответственно, ограничивает возможности их использования, так как историческая застройка, если это не охраняемая действующим законодательством зона, немыслима без использования элементов современной инфраструктуры: городских парков и скверов с арт – объектами и элементами городского дизайна, рекреационных зон, молодёжных креативных пространств, велодорожек, освещения, малых архитектурных форм, интерактивных игровых объектов. Другая крайность возникает в случае непродуманного и агрессивного архитектурного вмешательства в исторический контекст, когда не учитывается историко–культурное, ландшафтное и архитектурное своеобразие города, игнорируется историческая уникальность данных территорий. Благоустройство зон и пространств в исторической части города требует всестороннего, комплексного, исторически и культурно - ориентированного подхода. Умение автора правильно и адекватно выражать художественное содержание в форме, созвучной настоящему времени, предполагает не только отличное знание и использование законов формообразования и композиции, но и обладание высокой художественной культурой. Проблемы дизайн-проектирования средовых объектов рассматриваются в работах А.В. Ефимова, Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко и др. Данные авторы отмечают: «Полноценная работа с пространством – это прежде всего погружение в ситуацию, результатом чего становится многослойное ощущение «духа места» и природо - и местосообразность принимаемых решений. Дизайнер ориентирован прежде всего на работу со средой, так как она в любом своем выражении – камерная, масштабная, убогая, комфортная, природная, индустриальная, типовая, индивидуальная – провоцирует нас к реакции на нее в форме художественного высказывания [1, с. 159]. По нашему мнению, использование культурного потенциала дизайна, введение культурологического принципа в практику современного дизайн-проектирования архитектурно - пространственной среды необходимо и востребовано для городов с богатой историей и культурой. Академик Д.С. Лихачев утверждал, что в XXI веке одинаково актуальными для человечества являются как сохранение природы, так и сохранение культуры. «Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности» [3, с.38]. Особое значение в современном обществе приобретает не только создание условий для физического комфорта человека, но и фактор его социального развития. Архитектура и дизайн – все это составляющие культурной среды, возможности которых в процессе социализации личности, ее духовно-нравственном развитии должны эффективно использоваться. Связующим звеном между исторически сложившейся городской средой, находящейся в непосредственной близости к памятнику архитектуры «Смоленская крепостная стена» и современным образом жизни, ведущим к более интенсивному использованию данных территорий, по нашему мнению, могут стать благоустроенные территории, имеющие функциональные характеристики городских парков и скверов. Парк или сквер – это не просто и не только зона отдыха. Пространство небольшого парка или сквера позволяет современному человеку на некоторое время уйти от современной жизни, с её напряженным ритмом и погрузиться в особую атмосферу, где созданная дизайнером благоустроенная архитектурно – пространственная среда помогает настроиться на комфортное восприятие информации об исторических событиях и людях, связанных с этим местом. Поэтому создание «тематического» городского парка и сквера – это один из эффективных способов благоустройства и сохранения исторических городских пространств. Для решения этой задачи дизайнер располагает большим арсеналом возможностей. Это, ставшие уже традиционными малые архитектурные формы: беседки, перголы, объекты монументально – декоративного искусства, ограды, светильники, уличная мебель: парковые скамьи, урны, декоративные ограждения, и относительно новое явление в современном дизайне архитектурной среды - «арт-объект». По нашему мнению, современный арт – объект является как композиционной доминантой, так и смысловым акцентом, придающим проектируемому городскому пространству определённое образное звучание и эмоциональную окраску. Изначально, понятие «арт-объект» было связано со сферой арт-дизайна как «вида дизайна с приоритетом эстетического начала, направленного на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта» [мед.]. «Art» в переводе с английского языка обозначает «искусство», «умение», «мастерство», а как прилагательное – «художественный». «Объект» (от лат. objectum - предмет) в словаре русского языка С.И. Ожегова имеет несколько значений – «ОБЪЕКТ, -а, м. 1. В философии: то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. 2. Явление, предмет, на к-рый направлена чья-н. деятельность, чье-н. внимание (книжн.). О. изучения, описания. О. промысла. 3. Предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-н. деятельности. Строительный о. Пусковой о. Работать на новом объекте. 4. В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние». Таким образом, «арт-объект» - это «художественный предмет». С этой точки зрения данное понятие обозначает любое материальное произведение искусства. Так как в изобразительном искусстве исторически сложилась своя терминология - картина, рисунок, гравюра, скульптура (круглая, рельеф, барельеф), то возникновение нового термина связано с развитием такой сферы деятельности как дизайн. Анализируя сущность арт-дизайна, Медведев В. Ю. отмечает, что «арт-дизайн сознательно отходит от критериев, определяющих сущность промышленного дизайна, пополняя собой ряды новых разновидностей декоративного выставочного искусства или новых стилевых направлений авангардизма в области пластических или пространственных искусств». Если первоначально значение термина «арт-дизайн» было связано в большей степени с понятием выставочного или интерьерного объекта, то сегодня все чаше и активнее используется в сфере проектирования городской среды. В пространстве парка или сквера арт-объект представляет собой особый художественный объект, лишенный ярко выраженной функции. Поэтому данное понятие в силу своей широты может включать как абстрактную скульптурную форму, основанную на работе с реальными массами и объемами, так и свето - звуковую инсталляцию, а может быть построено на сочетании первого и второго. Разумеется, создание дизайн – проекта современного арт – объекта в исторической среде должно вестись на основе серьёзного и всестороннего изучения истории, работы в архивах, учёта археологических исследований, исторически сложившейся планировочной структуры и стилистических особенностей сохранившихся памятников архитектуры, расположенных в непосредственной близости к проектируемому арт – объекту. Только на основе всестороннего анализа можно разработать правильную дизайн – концепцию, определить стратегию действий, которая позволит создать современный арт-объект, гармонично внедрённый в историческую среду. Подготовительная работа по проектированию арт-объекта, по нашему мнению, будет включать следующие этапы работы: 1. Сбор исчерпывающих исторических данных (археологических) о площадке, на которой планируется размещение проектируемого объекта. Необходимо четко знать какие исторические события происходили на данной территории, роль данных событий в становлении Российского государства. Не менее важен материал о конкретных людях, с какими историческими выдающимися личностями связаны происходившие события. 2. Юридические основы проектной деятельности связаны с изучением границ охранной зоны, решением вопросов. «Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, водоемы, лесные массивы и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия». 3. Определение роли арт-объекта в общей концепции комплексного проекта благоустройства. Проектируемый арт-объект может стать тем композиционным центром, вокруг которого строится образное, планировочное и объемно-пластическое решение благоустройства исторической территории (в случае утраченных башен и прясел крепости). Другой вариант предполагает использование арт-объекта как дополнительного элемента организации средового пространства, как в композиционном, так и смысловом аспектах. В этом случае количество объектом может возрасти, а их размер стать значительно меньше (уникальный исторический объект «башни и прясла» сохранились до наших дней). 4. В процессе работы над эскизом и макетом арт-объекта проблема его гармоничной связи с окружающей архитектурной средой может быть построена как на «нюансе», так и на «контрасте». «Нюанс» предполагает использование в стилистике и формах арт-объекта элементов стилизации под старину в выборе форм, декора, материалов, своеобразных «цитат» из прошлого. Противоположный подход «на контрасте» предполагает использование современных форм и материалов, связанных с окружающей средой как информационно - содержательной частью, как и эстетической составляющей. При этом для выполнения арт-объекта могут быть использованы современных материалов и современные технологии. «В основе художественных решений среды лежат три самостоятельные визуальные конструкции – процессуальная, пространственная и предметного наполнения, каждая из которых проектируется по собственным законам. В конечном итоге они должны образовывать гармоническое единство, составить комплекс поддерживающих друг друга композиционных структур» (Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование, с.128). Соответственно, современный арт – объект в исторической среде приобретает целый ряд различных значений и смыслов, - архитектурно – пластическое, образное, эстетическое, информационное. Однако, самой важной задачей, которую выполняет современный арт - объект в исторической среде древнего русского города, такого как Смоленск, на наш взгляд, является роль носителя исторической памяти, знака прошлого, напоминания о важных исторических событиях, происходивших на этом месте.

Трусов Ю.В.

Список литературы 1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Под ред.Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко и др. – М., 2004. – 432 с. 2. Ковешникова Н.А. Дизайн. История и теория. Учебное пособие. – М.,2009. – 233 с. 3. Лихачев Д.С. О культуре. – М., 2004. – 278 с. 4. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учебное пособие / В. Ю. Медведев. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна, 2004. 79 с. 5. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. – М., 2004. – 285 с.