Смоленское региональное отделение Союза дизайнеров России

Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды

 

г. Смоленск - 2021

 

Содержание

     Введение

§1. Архитектурно-историческая среда. Фортификационное сооружение

как объект музеефикации 

§2. Основные положения музеефикации Смоленской крепостной стены

§3. Методика работы с фортификационными сооружениями на примере Смоленской крепостной стены

3.1. Составление технического задания

3.2. Предпроектный анализ фортификационного сооружения

3.3. Изучение законодательных документов о работе с памятниками культурного наследия

3.4. Изучение аналогов и опыта музеефикации фортификационных сооружений

§4. Музейный дизайн. Методы и приемы составления экспозиций в фортификационном сооружении 

    4.1. Методы и приемы создания экспозиций…

    4.2. Современные мультимедийные технологии в музейном пространстве фортификационного сооружения…

    4.3. Последовательность создания дизайн-проекта экспозиции в фортификационном сооружении

Заключение

Словарь терминов

Список источников

 

Введение

В условиях интенсивной глобализации, проникающей в различные сферы человеческой жизнедеятельности, одной из наиболее актуальных задач современного общества является сохранение природного и культурного наследия, которым богата Россия. В настоящее время ввиду активного развития технологий и изменения условий жизни многие памятники материальной культуры, например, фортификационные сооружения, утратили свои первоначальные утилитарные функции, но при этом они являются наиболее интересными и привлекательными примерами истории России и основой туристического потенциала региона.

 Приспособление и адаптация исторических объектов к современной жизни рассматривается как одно из важных условий их сохранения. Одним из способов адаптации памятника архитектуры является его музеефикация, которой принято называть направление музейной деятельности, обеспечивающее переход историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа. Цель музеефикации – выявление и сохранение историко-культурной, художественной, научной ценности объекта. Таким образом, посредством музеефикации архитектурное сооружение   превращается в своеобразный музейный экспонат с выявленной и сохраненной художественной и исторической ценностью.

Однако, адаптация и приспособление оборонительных сооружений ‒ одна из наиболее сложных и мало проработанных тем в области музеефикации историко-культурного наследия. При этом архитектурные сооружения ‒ дорогостоящие по реставрации и адаптации объекты. На сегодняшний день количество музеефицированных оборонительных сооружений в нашей стране остается незначительным, в то время как потребность в таких и подобных формах музейного пространства существует.

          В данном пособии представлен учебно-методический опыт работы Международной школы дизайна архитектурно-исторической среды по созданию дизайн-проектов музеефикации фортификационного сооружения на примере башен и прясел Смоленской крепостной стены (XVI век) и Спасской башни Вяземской крепости (XVII век) в Смоленской области.

В пособии использованы фото и проектные материалы участников Международной школы дизайна архитектурно-исторической среды, а также фото из интернета (свободного доступа).

 

§1. Архитектурно-историческая среда. Фортификационное сооружение как объект музеефикации

 

Актуальной тенден­цией развития современного музейного пространства является неуклонно возрастающий интерес к музеям, созданным на основе музеефицированных памятников.  Все более острыми и акту­альными становятся проблемы грамотного использования передаваемых музею ценных в историческом и художественном отношении зданий, сооружений, территорий, ландшафтов: проблемы их отбора, сохранения в музейных условиях, методов интерпретации, совмещения с музей­ными функциями и т.п.

Музеефикация сегодня осознается как оптимальный путь сохра­нения и использования памятника. В большинстве случаев памятни­ки не изымаются из своего окружения и не перемещаются, а превра­щаются в музеи непосредственно на месте их существования. Музеефицированное наследие связано со своим краем, обществом и средой бытования. Его ценность неизмеримо падает при изъятии и переносе в другое место, рвутся взаимосвязи, уменьшается информа­ционный потенциал. В то же время сами памятники являются осно­вой формирования культурно-исторической среды региона, самоиден­тификации местного социума. И для этого сообщества музеефикация даже не столь значи­тельных в масштабах страны культурных ценностей приобрета­ет огромное значение. Более того, грамотно музеефицированные памятники раскрыва­ют значение регио­нальной культуры в более широком масш­табе.

Сегодня музеефикация памятников архитектуры, в том числе фортификационных сооружений, понимается как деятельность, развивающаяся в двух направлениях:

·       Понимание исторических и художественных особенностей сооружения, которое позволяет превратить его в самостоятельный объект музейного показа как при наличии в нем музейных экспозиций, так и при их отсутствии. При этом музеефикация сооружения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на его реставрацию любым выбранным методом (консервация, воссоздание и т. д.) и создание необходимых условий для его функционирования в музейной среде.

·       Размещение в пространстве фортификационного сооружения музея как культурной институции. При этом использование оборонительного сооружения для жизнедеятельности музея любого профиля неизменно подразумевает сохранение его архитектурных форм и художественных особенностей.

Таким образом, процесс превращения оборонительного сооружения в объект музейного показа и музейное пространство предполагает:

-исследование памятника, его консервацию и реставрацию;

-сохранение и воссоздание художественно-архитектурных интерьеров природной и культурно-исторической среды;

-интерпретацию памятника посредством организации экспозиций и выставок, организацию условий для его посещения и обзора,т.е. активное включение памятников в культурную жизнь путём их приспособления для размещения музейной институции [4].

         Смоленская крепостная стена как объект музеефикации представляет большое и сложное сооружение, состоящее из 18 сохранившихся башен и прясел-переходов. При разработке концепций музейных экспозиций в башнях Смоленской крепостной стены и Спасской башни необходимо решение следующих главных задач:

1)адаптация сооружений к экспозиционным нуждам;

2)освоение околомузейного пространства, включая заповедную зону.
Решение этих задач предполагает создание единого комплекса, включающего сеть музеев-башен различных профилей и связанных в единую структуру музейных коммуникаций  (рис.1).

 

Рис 1. Смоленская крепостная стена

 

Формирование единого музейного комплекса ‒ одно из необходимых условий для оптимального и эффективного использования потенциала Смоленской крепостной стены как объекта туризма и культурно-образовательной деятельности.

Решение поставленных задач затрудняет ряд факторов:

‒ большая протяженность стены (около 6,5 км., сохранившаяся часть – 3.3 км.);

‒ расположение в центральной части города в плотной застройке;

‒ сильное разрушение отдельных частей стены.

При этом музеефикация и комплексное создание системы основных экспозиций и временных выставок, новых музейных программ, адресованных посетителям, предполагает развитие современной туристской инфраструктуры:

‒ создание в структуре комплекса информационно-экскурсионного центра, выполняющего функции методического центра и экскурсионного бюро;

‒ внедрение комплексной автоматизированной системы продажи билетов на территории Смоленской крепостной стены;

‒ создание автостоянки для туристических автобусов с учетом организации входа одиночных туристов, экскурсионных групп и маломобильных граждан;

‒ разработка и установка информационных знаков на объектах крепостной стены; издание и распространение туристической карты-схемы Смоленской крепостной стены и разнообразной рекламной продукции;

‒ устройство прохода по сохранившимся пряслам и башням Смоленской крепостной стены, небольших кафе в башнях, смотровых площадок и экспресс-выставок;

‒ размещение торгового центра сувенирной продукции.

Таким образом, определяющим шагом в организации музейного пространства на территории Смоленской крепостной стены является:

1)выявление потенциальных возможностей в фортификационном сооружении и прилегающем ландшафте для создания туристической инфраструктуры;

2) создание единой идейно-экспозиционной концепции в организации музейного пространства;

3)максимальный учет экспозиционных возможностей, которые могут быть представлены как основной экспозицией, так и отдельными музеями, и музейными экспозициями, стационарными и временными выставками, объектами под открытым небом;

4) обеспечение условий для посещения объекта.

§2.  Основные положения музеефикации Смоленской крепостной стены

 

       Музеефикация фортификационных сооружений как любого памятника архитектуры осуществляется в соответствии с основными положениями, которые сформулированы в учебных пособиях по музеефикации как принципы (Э.А. Шулепова, С.И. Сотникова, Т.Ю. Юренева и др.) и активно используются современными авторами проектов:

1.Принцип сохранности.

Данный принцип базируется на нормах российского и международного законодательства о сохранности объектов культурного наследия. Он отражает главную задачу музеефикации, которая является формой деятельности, направленной на сохранение, изучение и популяризацию объекта культурного наследия.

При разработке проектной документации по адаптации Смоленской крепостной стены этот принцип является основным. Таким образом, проектируемые мероприятия по музеефикации и благоустройству территории не должны содержать прямой или косвенной угрозы сооружению и объектам, находящимся в пределах территории памятника.

 

2.Принцип приоритета сохранения природно-культурного ландшафта

      Смоленская крепостная стена тесно связана с природно-культурным ландшафтом, который имеет уникальный характер (рис. 2) и также является объектом культурного наследия.

 

Рис.2 Природно-культурный и исторический ландшафт у Смоленской крепостной стены

 

Работа с историческим ландшафтом регламентируется Национальным стандартом Российской Федерации «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства» [5]. В связи с этим важными аспектами являются:

- высотно-пространственные ограничения при создании новых элементов;

-разработка комплекса природоохранных мероприятий, направленных на сохранение естественных компонентов природно-культурного ландшафта;

- ландшафтная «реабилитация» примыкающих окрестностей (ликвидация диссонирующих компонентов, ограничение нового строительства и хозяйственной деятельности).

 

3.Принцип достоверности.

Принцип предполагает соответствие музеефицированных объектов уровню научно обоснованной информации об их первоначальном облике. С учетом этого принципа воссоздание применяется лишь на местах раскопок, где воспроизводится облик отдельных элементов (визуализация археологических планов), при наличии достаточных оснований (фото- и чертежной документации).

 

4.Принцип маркирующей визуализации.

На основании принципов сохранности и достоверности, во избежание возможных фальсификаций при попытках детального воспроизведения первоначального облика объекта или его частей, наиболее значительные элементы планировочной структуры показывают, в основном, символически через создание объемно-информационных экспозиционных объектов, не нарушающих целостности природно-культурного ландшафта местности.

 

5.Принцип целостности.

Одной из задач музеефикации является стремление к созданию целостного ансамбля фортификационного сооружения (природно-культурного и архитектурного), обладающего высокими научно-познавательными качествами и эстетико-демонстрационным характером.

        На примере Смоленской крепостной стены музеефикации подлежат башни и прясла, представляющие интерес для посетителей, в сочетании с уникальным рельефом местности.

 

6.Принцип обратимости и функциональности

Данный принцип предусматривает, что в случае необходимости (по мере истечения срока эксплуатации, утраты конструктивных и эстетических качеств) все элементы музеефикации Смоленской крепостной стены и применяемые технологии, предусмотренные проектом, могут быть демонтированы без ущерба для первоначального облика фортификационного сооружения и природно-культурного ландшафта, имеющих историческую ценность.

       Технологии и материалы, применяемые при создании экспозиций под открытым небом, должны предусматривать удобство обслуживания, безопасность и функциональность ее использования.

 

    7.Принцип многослойности.

Любой исторический объект, в том числе фортификационное сооружение, содержит несколько слоев заложенной информации, которые открываются посетителю в соответствии с его запросом и уровнем заинтересованности.

       Таким образом, музеефикация Смоленской крепостной стены возможна, если:

‒ проектируемые мероприятия не угрожают сохранности памятника, сохраняется возможность демонтажа конструкций при необходимости без ущерба сооружению;

‒ сохраняется природно-культурный ландшафт, имеющий уникальный характер;

‒ используются достоверные материалы для воссоздания и реконструкции отдельных элементов стены;

‒ используются современные технологии для детального воспроизведения первоначального облика сооружения, представляется информация в соответствии с запросом и уровнем заинтересованности посетителей.

 

 

§3. Методика работы с фортификационными сооружениями на примере Смоленской крепостной стены

 

3.1 Составление технического задания

       Техническое задание на проектирование представляет собой документ, который составляется первым при планировании строительства, реконструкции или ремонта сооружения. В документе должны быть определены главные технические требования, исходные данные, которые предоставляются исполнителю, назначение, область дальнейшей эксплуатации сооружения, сроки выполнения, состав предоставляемой документации и так далее. Техническое задание выполняет роль связующего звена между исполнителем и заказчиком. Именно через него передаются идеи, мысли, пожелания и предпочтения.

       При составлении технического здания минимизируется количество ошибок, которые допускаются по причине изменения того или иного пункта из-за ошибочности или неполноты первоначальных требований.

В ходе работы заказчику легче осознать, чего он на самом деле хочет и как этого добиться.      Дизайнеру техническое задание помогает вникнуть в суть задачи и разработать оптимальный механизм для ее решения. Также значительно проще становится составить сам проект, по очереди прорабатывая каждый пункт.

       В настоящее время нет строгих правил, по которым следует оформлять техническое задание. Его можно предоставить в виде сплошного текста или же в виде таблицы.

      Техническое задание на разработку дизайн-проекта адаптации под музейное пространство башен и прясел Смоленской крепостной стены выглядит следующим образом (таблица 1). В нем дается краткое описание объекта сооружения, планируемый формат использования, основные технические характеристики, предлагаемые формы работы с посетителями.

 

Таблица 1.

Техническое задание на разработку дизайн-проекта адаптации под музейное пространство башен и пряселСмоленской крепостной стены

 

Наименование объекта

 

«Башня Бублейка и Копытенские ворота» Смоленской крепостной стены

 

Описание объекта

 

Башня Бублейка принадлежит к типу малых четырехугольных башен Смоленской крепости. Построенная в 1596-1602 годах, башня входит в состав южной зоны крепости. Башня выстроена из кирпича с применением известняка. Внутренний объем башни разделен на четыре яруса, сообщающиеся между собой внутристенными лестницами. Перекрытия из деревянных плах устроены по массивным деревянным балкам. Помещения башни освещают широкие проемы для транспортировки орудий (на первом и втором ярусах), а также бойницы. Башня увенчана пирамидальной тесовой крышей с флюгером.

В течение длительного времени башня не была взорвана или разобрана, сохранив оригинальный облик. К башне примыкает прясло стены, верхний боевой ход которого сообщается с третьим ярусом башни. Вход в помещения башни осуществляется с уровня земли, с первого яруса.

Копытенские ворота являются одними из трех воротных башен Смоленской крепости. Ворота, построенные в 1596-1602 годах, входят в состав южной зоны крепости. Башня выстроена из кирпича с применением известняка. Внутренний объем башни разделен на три яруса, сообщающиеся между собой внутристенными лестницами. Между первым и вторым ярусами устроено сводчатое кирпичное перекрытие. Между вторым и третьим ярусами было устроено перекрытие из деревянных плах по массивным деревянным балкам. Помещения башни освещают бойницы, арки проезда заложены и декорированы снаружи панелями, имитирующими полотна ворот. Башня увенчана пирамидальной тесовой крышей с караульней.

К башне примыкают участки прясел стены, верхний боевой ход которых сообщается со вторым ярусом башни. Вход в помещения башни осуществляется с уровня земли, с первого яруса, а также с внутристенных лестниц.

 

Планируемый формат использования

 

Выставочный центр призван стать площадкой для проведения крупных выставок предметов и коллекций из собраний музеев России и мира. Выставочные помещения должны быть максимально универсальными, насколько это возможно для памятника средневековой фортификационной архитектуры.

Предлагается устройство двух узлов вертикальных коммуникаций – в башне Бублейка и Копытенских воротах. В случае необходимости два самостоятельных лестничных блока помогут организовать кольцеобразный маршрут, а также являются необходимым условием для организации эвакуации посетителей. При этом в башне Бублейка предлагается организовать главный вход в выставочный центр. Следовательно, необходимо устройство санитарно-гигиенических помещений либо в помещении первого яруса, либо в отдельном павильоне. Желательным является устройство гардероба на 100-200 крючков. В настоящее время башня лишена перекрытий. Желательным является устройство в объеме башни новой лестницы и лифта, предназначенного для посетителей с ограничениями здоровья, а также для транспортировки экспонатов. Помещение на четвертом ярусе возможно использовать для размещения буфета.

Боевой ход прясла планируется превратить в отапливаемый вернисаж, служащий для проведения временных выставок произведений современных художников. Также на площадке боевого хода возможно размещение информационных стендов, упрощающих восприятие основной фондовой выставки.

Помещения ярусов Копытенских ворот необходимо адаптировать для проведения выставок. Относительно крупное помещение второго яруса, выход на который осуществляется непосредственно с уровня боевого хода прясла, является наиболее подходящим для проведения полноценных фондовых выставок. Помещение третьего яруса может служить вспомогательным выставочным залом, пространством для проведения лекций и пресс-конференций. Желательным является обеспечение условий для работы смотровой площадки на караульне башни.

Планировка помещений первого яруса должна предусматривать возможность устройства второго выхода, служебного санитарно-гигиенического помещения, помещения для круглосуточного размещения 1-2 сотрудников охраны, помещения для научных сотрудников. Возможным является устройство на первом ярусе дополнительной экспозиционной зоны, к примеру, зала открытого фондохранения.

 

Основные технические характеристики

 

Единовременная максимальная пропускная способность выставочного центра должна находиться в диапазоне 50-100 человек. Дневная максимальная пропускная способность планируется в диапазоне 500-1000 человек.

Помещения башни должны быть оборудованы электрическим освещением, системами охранно-пожарной сигнализации, отоплением. На прилегающей территории может быть запланирована автостоянка на 5-10 машиномест для легковых автомобилей и 1-2 машиноместа для пассажирских автобусов. Количество машиномест для автомобилей посетителей с ограничениями по здоровью рассчитывается исходя из действующих норм (не менее 10 % от общего числа).

Музей должен быть приспособлен для посещения всех групп людей, имеющих ограничения по здоровью.

 

Предлагаемые формы работы с посетителями

 

Помещения музея должны быть приспособлены для проведения экскурсий и познавательных занятий для групп от 1 до 30 человек, мероприятий для аудитории до 100 человек.

 

 

Таким образом заказчиком предложены технические задания на проектирование башен Долгочевская, Бублейка, Копытенские ворота, прясло, Донец, Зимбулка, Позднякова, Никольские ворота (рис.3).

Говоря о техническом задании на разработку дизайн-проекта музеефикации башен Смоленской крепостной стены возникает вопрос о профиле и видах будущих музеев. Классификация музеев по профилю, принятая в России, подразделяет их на следующие виды (таблица 2) [11].

 

Рис.3. Башни Смоленской крепостной стены

 

 

Таблица 2.

Классификация музеев

профиль

вид

пример

1.Исторические

 

общеисторические (широкого профиля),

Государственный исторический музей в Москве;

военно-исторические

Центральный музей вооруженных сил в Москве

этнографические,

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге

археологические,

Государственный археологический музей в Одессе;

истории религии

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге;

исторические персональные

Музей-квартира С. М. Кирова,

исторические монографические (событийные)

мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге;

истории отдельных предприятий и учреждений

музей Академии гражданской авиации и ГУАП «Пулково», музей истории и техники Кировского завода (все в Санкт-Петербурге);

 

2.Художественные

 

изобразительных искусств (широкого профиля)

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

декоративно-прикладного искусства

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

народного художественного творчества

Музей народного искусства в Нижнем Новгороде;

дворцово-декоративного и паркового искусства

Государственный музей-заповедник «Петергоф

художественные персональные

Музей-квартира А. И. Куинджи, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» в Санкт-Петербурге;

художественные монографические

Государственный музей городской скульптуры

3.Искусствоведческие

 

театрального искусства

музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве;

музыкального искусства и музыкальных инструментов

Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве, музей граммофонов и фонографов в Санкт-Петербурге;

фото- и киноискусства

Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде, Государственный музей кино в Москве;

искусствоведческие персональные

Музей семьи Бенуа в Санкт-Петербурге (Петергоф);

искусствоведческие монографические

Дворец-музей Петра I в Санкт-Петербурге;

4.Литературные

 

литературные (широкого профиля),

Государственный музей института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санкт-Петербурге;

истории книги и книгопечатания

Музей-клуб-библиотека им. Г. Скорины в г. Полоцке;

литературные персональные

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

литературные монографические

Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге;

5.Архитектурные

 

 

архитектурные (широкого профиля),

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева;

музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства

Историко-культурный музей-заповедник «Петропавловская крепость» Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

народного зодчества

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгороде;

архитектурные персональные

музей Алваро Аалто в Тампере;

6.Естественно-

научные

 

географические,

Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге;

биологические (широкого профиля),

Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве;

зоологические (в т. ч. зоопарки),

Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук;

ботанические (в том числе ботанические сады),

Ботанический сад Иркутского государственного университета;

геологические,

Геологический музей Северо-Западного регионального геологического центра в Санкт-Петербурге;

минералогические,

Горный музей в Санкт-Петербурге, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук в Москве;

палеонтологические

Палеонтологический музей Палеонтологического института им. Ю. А. Орлова Российской академии наук в Москве;

почвоведческие

Почвенно-агрономический музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Восточно-Сибирский музей почвоведения им. И. В. Николаева при Иркутском государственном университете;

антропологические

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук в Санкт-Петербурге;

медицинские

Музей истории института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук в Санкт-Петербурге;

7.Технические

 

политехнические (широкого профиля)

Государственный Политехнический музей в Москве;

по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики и т. д.)

Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Центральный музей связи им. А. С. Попова в Санкт-Петербурге, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге;

технические персональные,

Государственный мемориальный дом-музей академика С. П. Королева в Москве;

технические монографические (в том числе музеефицированные памятники техники),

музей на крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге;

8.Отраслевые

 

 сельскохозяйствен-ные,

Почвенно-агрономический музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева в Москве;

педагогические,

Музей истории профессионального образования Санкт-Петербурга;

здравоохранения,

 Музей гигиены Центра медицинской профилактики в Санкт-Петербурге, Музей истории Института гигиены труда и профзаболеваний в Москве;

спорта,

Музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс “Лужники”» в Москве;

отраслевые персональные

Архив-музей Д. И. Менделеева при Санкт-Петербургском государственном университете;

отраслевые монографические

Музей ивановского ситца в Иваново, Санкт-Петербургский государственный музей хлеба;

9.Комплексные

 

краеведческие,

Новосибирский областной краеведческий музей, Омский государственный историко-краеведческий музей;

архитектуры и истории,

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» в г. Истра Московской области, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей Московской области;

архитектуры и этнографии

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» в Карелии, Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;

историко-художественные

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» в Москве,

литературы и искусства

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Орловской области;

медицины и здравоохранения

Медицинский музей-научно-исследовательский центр Российской академии медицинских наук в Москве.

В нашем случае Смоленская крепостная стена – фортификационное сооружение, которое представляет объект, тесно связанный с историей и культурой страны. В башнях Смоленской крепостной стены могут быть расположены как исторические, так и художественные, отраслевые и комплексные выставки и экспозиции.

Поэтому предполагается музеефикация стен и башен с созданием экспозиций, раскрывающих функциональное назначение башен и отдельных эпизодов истории, строительства:

Башня Бублейка и Копытенские ворота- выставочный центр;

Башня Донец- музей славянской цивилизации (Создание торгового пути из варяг в греки, его государствообразующей роли и важном значении Смоленска как центра формирования и сохранения российской идентичности);

Никольские ворота- музей Отечественной войны 1812 года;

Башня Зимбулка- музей кирпича (О многолетней традиции кирпичного зодчества на Смоленщине, использовании керамики в быту и строительстве, региональных особенностях использования кирпича и изразцов);

Башня Долгочевская – музей подземных войн;

Башня Позднякова- музей артиллерии;

Музеи под открытым небом: Шейнов бастион, музейный парк Орел, фестивальное поле.

Таким образом, вся система музеев и музейных экспозиций нацелена на отражение историко-культурных процессов в обществе через историю возникновения и формирования Смоленской крепостной стены, на раскрытие его потенциала как памятника архитектуры с демонстрацией многообразия культурного, исторического и природного богатства Смоленщины.

 

         3.2. Предпроектный анализ фортификационного сооружения

Предпроектный анализ сооружения ‒ следующий этап, который проводится с целью выявления достоинств сооружения, а также выбора наиболее интересного варианта его адаптации и приспособления, с тем, чтобы в дальнейшем определить планировочное и композиционное решения по осуществлению проекта.

Предпроектный анализ сооружениявключает комплексное изучение объекта [7, с.15]:

          1. Типологический анализ сооружения - анализ типа и статуса объекта:

 - статус объекта (местного, регионального, федерального, международного), а также его расположение в городе в конкретной ситуации (в структуре планировочной границы участка – на улице, в квартале, микрорайоне, жилой группе, комплексе);

-  вид объекта (архитектурный, средовой),

- тип объекта по назначению (жилой, общественный, промышленный, рекреационный, исторический);

2.Структурно-морфологический анализ:

- геометрия пространства, ориентация сооружения по сторонам света, вертикальное строение пространства, вертикальные и горизонтальные параметры, рядовые и доминантные элементы,

- степень открытости-замкнутости, сложности, регулярности и иррегулярности,

-    объемно-пластическая структура форм наполнения пространства,

- соотношение природных и урбанизированных элементов,

- «палитра» используемых материалов, характер среды, рельеф, растения, существующие объекты, видовые точки и трассы, пути подхода и пр.

- характер взаимосвязи пространства с сопредельными территориями.

3. Структурно-функциональный анализ:

- функциональное зонирование существующего пространства,

- функциональная насыщенность – плотность пространства и отдельных зон,

- эффективность использования пространства («живые» – «мертвые» зоны),

- структура транспортно-пешеходных коммуникаций в пространстве,

- плотность пешеходных потоков и велосипедного движения,

-социально-демографическая стратификация пространства (какие слои населения используют пространство),

- доступность, контролируемость пространства,

- безопасность жизнедеятельности и поведения в пространстве,

- экологичность пространства.

4.Художественный анализ (композиционный, стилевой):

- стиль сооружения;

- образность;

- композиция

- цветовые решения, высотность, акценты, ритмы, контрасты, динамичность, доминанты, ориентиры, гармонизация, целостность.

Художественный анализ позволяет увидеть памятник архитектуры в широком историческом контексте его существования, соотнести конкретные свойства с эстетическими критериями и идеалами эпохи, установить стилевую природу.

Проведение комплексного анализа Смоленской крепостной стены и его окрестностей помогает обнаружить обусловленность и взаимосвязь внешних свойств объекта среды с культурными, социальными, экономическими, политическими, национальными, географическими и др. аспектами; определить роль сооружения выявить значимые для средовой ситуации свойства, культурный контекст, на основе которого будет строиться дальнейшая работа с объектом.

 

3.3 Изучение законодательных документов о работе с памятниками культурного наследия

Дизайн-проект музеефикации и адаптации Смоленской крепостной стены следует разрабатывать после изучения основных законодательных документов, регламентирующих работу с памятниками архитектуры и другими объектами культурного наследия.

Таким документом является ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2020 года)» [6], который:

а) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры;

б) определяет место фортификационных сооружений среди других памятников истории и культуры, объектов культурного наследия - «четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения» (Статья 3);

в) дает рекомендации по определению территории объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия  «Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей» (Статья 3_1);

г) определяет требования к осуществлению деятельности в границах территории культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которого располагается объект археологического наследия (Статья 5_1);

д) дает рекомендации о приспособлении объекта культурного наследия для современного использования - «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия» (Статья 44).  

 Другим важным для проектирования документом является Национальный стандарт Российской Федерации «Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. Общие требования», который разработан в целях формирования и обеспечения доступной (безбарьерной) среды на объектах культурного наследия для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) с учетом российского опыта по формированию и обеспечению доступности общественно значимых объектов с открытым доступом для населения [12]. 

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН в сфере сохранения объектов культурного наследия включает:

- беспрепятственный доступ к объектам культурного наследия (к физическому окружению);

- беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями на объектах культурного наследия;

- беспрепятственный доступ к средствам информирования и возможность получения полной информации об объекте в форме, доступной для всех категорий инвалидов;

- беспрепятственное получение предоставляемых услуг;

- формирование культуры безопасности жизнедеятельности при оказании ситуационной и иной помощи инвалидам, в том числе при обеспечении эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации (пункт 4.3).

В Стандарте указаны требования по обеспечению доступности объектов культурного наследия и оказываемых услуг для МГН, которые включают:

- возможность самостоятельного входа на объект и выхода из него;

- возможность передвижения по территории объекта, в том числе с использованием кресел-колясок, специальных подъемных устройств;

- возможность кратковременного отдыха в сидячем положении при нахождении на объекте;

- возможность пользоваться туалетом;

- возможность посещения объекта инвалидом по зрению в сопровождении специально обученной собаки-проводника при наличии справки установленной формы, подтверждающей ее статус;

- наличие и надлежащее размещение технических средств, обеспечивающих информирование, ориентирование и сигнализацию для всех категорий инвалидов;

- наличие и надлежащее размещение носителей информации, в том числе тактильной и тактильно-графической информации с использованием шрифта Брайля;

- обеспечение доступности экспозиционного материала (при его наличии) для инвалидов различных категорий;

- обеспечение доступности информации, сигнализации и оповещения на объекте для всех категорий инвалидов и других МГН;

- обеспечение ситуационной помощи инвалидам и другим МГН в случае необходимости;

- обеспечение условий, исключающих возможности получения травм или нанесения вреда другим людям, зданию или оборудованию, а также гарантирующих сохранение жизни и здоровья в случае чрезвычайных ситуаций (пункт 5.3).

На любом объекте культурного наследия с открытым доступом населения выделяют определенные структурно-функциональные зоны, имеющие специфические особенности с точки зрения обеспечения их доступности для инвалидов и других МГН.

На земельном участке, входящем в состав объекта, в качестве структурно-функциональных зон выделяют входы и пути движения, стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов и места отдыха.

В зданиях и сооружениях в качестве основных структурно-функциональных зон выделяют входы, пути движения, подразделяемые на горизонтальные коммуникации, находящиеся в одном уровне, и вертикальные коммуникации (лестницы, пандусы, лифты, подъемные платформы, эскалаторы, пути эвакуации), санитарно-бытовые помещения, зоны отдыха, зоны целевого назначения (посещения) объекта (пункт 6.3).

Изучение перечисленных документов и проработка идеи музеефикации Смоленской крепостной стены с учетом всех рекомендаций, позволяет создавать проекты, доступные к реализации.

 

3.4 Изучение аналогов и опыта музеефикации фортификационных сооружений

Фортификационные сооружения как памятники архитектуры, являясь яркими символами истории и основой туристического потенциала, встречаются достаточно часто в Европе и на территории России. Среди них сооружения, адаптированные под современные музейные пространства и есть сооружения, которые пока ждут своего часа (форты Кронштадта, Керченская крепость), хотя разработки проектов их обсуждения ведутся.

Яркими европейскими примерами преобразования объектов фортификации в современное комфортное пространство являются сооружения Дрездена (Терраса Брюля), Люксембургская крепость. В России опыт приспособления фортификационных сооружений под музейное пространство можно увидеть на примере Петропавловской крепости (Санкт-Петербург), Изборской крепости Псковской обл. (рис.4), Коломенского кремля Московской обл., Тульского кремля (рис.5), Нижегородского кремля. 

 

          Рис. 4. Изборская крепость                                      Рис. 5. Тульский кремль

 

Анализ адаптации сооружений позволяет сделать вывод, что в основном используется только один аспект музеефикации ‒ когда оборонительное сооружение превращается в интересный объект музейного показа. Здесь можно прогуляться по стенам и башням и посмотреть на город и его окраины с высоты птичьего полета, узнать от экскурсовода об истории сооружения.

Второй аспект – размещение музейной экспозиции в башнях или других пространствах встречается гораздо реже или не используется совсем. Примером адаптации башен крепости в качестве музейного пространства может быть Коломенский кремль. У входа на крепостную стену вас встречает экскурсовод в костюме средневекового воина и ведет по пряслам и башням стены, показывая различные музейные объекты и увлекательно рассказывая об истории сооружения, используемых видах оружия, быте и военных событиях того времени (рис.6-9).

 

Рис. 6. Экскурсовод Коломенского кремля                 Рис.7. Демонстрация средневекового                      

                                                                                         оружия

 

При этом посетителям предоставляется возможность примерить одежду и головные уборы воина, потрогать и выстрелить из средневекового оружия (рис.10). Это наглядный пример одного из актуальных правил современного музея ‒ взаимодействие аудитории с экспонатами (интерактивность). Особенно это важно для детей и молодежи.

       При всех достоинствах такие музеи имеют и недостатки: сезонный режим работы (в зимнее время башни закрыты), недоступность для маломобильных граждан. Таким образом, работая над проектом музеефикации Смоленской крепостной стены целесообразно использовать оба направления.

 

Рис.8. Вид из бойницы                                             Рис.9.Смотритель музея

 

Рис.10. Модель средневекового оружия

 

 

§4.  Музейный дизайн. Методы и приемы составления экспозиций

в фортификационном сооружении

 

4.1 Методы и приемы создания экспозиций

Посетитель приходит в музей чтобы приобрести впечатления, знания, возможность приобщиться к истории, музейным коллекциям. И первое впечатление, которое получает посетитель - это музейный дизайн. Музейный дизайн – это обширное понятие, включающее архитектурное решение музейного пространства, дизайнерские приемы и находки, предназначенные для обустройства музейного пространства, дизайн постоянных экспозиций и временных выставок, музейную навигацию, дизайн музейной печатной продукции и многое другое. Важной частью современного музейного дизайна также является забота о посетителях с ограниченными возможностями.

Дизайн постоянных или временных экспозиций, первая задача музейного дизайна, которую предстоит решить. Это синтез научного содержания и искусства, создание целостного образа – носителя интегрированной информации и построение художественно-выразительной среды музея [3].

Основными требованиями к музейной экспозиции являются:

1)Информативность – использование разнообразных источников информации (информационные панели,QR–код, мультимедийный экскурсовод и др.).

2)Коммуникативность ‒ диалог с посетителем.

3)Интерактивность – взаимодействие посетителя с экспонатами (тактильный контакт, запрос и получение информации и др.).

4) Универсальность – когда экспозиция и ее идея без специальной подготовки понятна разным группам населения.

5) Экспрессивность –воздействие на чувства посетителя, эмоциональность.

Выделяют четыре метода создания музейных экспозиций (таблица 3), каждый из которых имеет свои особенности:

1)коллекционный;

2)ансамблевый;

3)ландшафтный;

4)тематический.

Перечисленные методы экспонирования зачастую интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от профиля музея, от темы и целевых установок будущей экспозиции, специфики коллекций и размеров площади для экспозиции [1].

Таблица 3.

Методы создания экспозиций

 

метод

особенности

примеры

Коллекционный или систематический

метод

Систематизация музейных предметов по определенному признаку

Музей самоваров, музей глиняных игрушек, музей льна

Ансамблевый метод

Сохранение или воссоздание на основе достоверных научных данных существовавшей или типичной для определенного времени социокультурной обстановки. Метод используется в мемориальных музеях, а также в музеефицированных памятниках истории и культуры.

Музей-квартира

А.Т.Твардовского (Смоленск)

Ландшафтный метод

представляет экспозиционный комплекс из объектов животного и /или растительного мира.  

Характерными приемами экспонирования являются панорамы и диорамы. 

Панорама - больших размеров лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности на цилиндрический подрамник, которая сочетается с «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами, расположенными перед ней по кругу. Такая панорама создает иллюзию реального пространства, которое окружает зрителя.

Диорама позволяет рассматривать изображение только со стороны окна. Она может находиться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения.

Панорама «Оборона Севастополя»

Тематический метод

Экспозиция, в которой при помощи экспозиционных материалов раскрывается определенная тема, сюжет или проблема. Она создает музейный образ описываемых событий или явлений. Такая экспозиция представляет собой систему взаимосвязанных разделов и тем, чье содержание обусловлено определенной концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Главным в такой экспозиции является тематико - экспозиционный комплекс, который представляет собой некую группу предметов разных типов. Это могут быть вещи, документы или изобразительные материалы. Их объединяет исключительно содержательная сторона, а также способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Мемориальный комплекс «Катынь»

(Смоленск)

 

 

Для формирования музейного пространства в башнях и пряслах Смоленской крепостной стены может быть использован любой из перечисленных методов создания экспозиции.

Максимальной выразительности экспозиции способствует использование разных приемов:  

1.    Выделение экспозиционного центра и основных экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку (рис.11):

- разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

- цветовой акцент;

- подсветка.

 

Рис.11. Экспозиционный центр

2. Выявление связей между предметами, прием "взаимной документации".

3. Расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса - области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70-80 (нижняя граница) до 200-220 см (верхняя граница) от пола.

4. Организация "экспозиции в окне", позволяющей через проем витрины "заглянуть" в иное пространство и время.

5. Применение зеркал, луп, вращающихся подиумов и других технических приемов для акцентирования внимания на мелких экспонатах или особо значимых деталях.  

6. «Экспонат в фокусе» или как его еще называют «выставка одного произведения искусства» [13, с.69-70].

7.Прозрачный пол одного из залов для демонстрации археологических раскопов.

8.Специально продуманный маршрут, постепенно раскрывающий тему.

9. Освещенность помещения (приглушенный свет, целенаправленный свет). Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов, усиливает эмоциональное восприятие.

10. Цвет помещения (цвет для создания эмоционального настроя, цвет как фон для деталей экспозиции). С помощью цвета можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах.

11.Аудио-сопровождение экспозиции.

 

Таким образом, использование перечисленных приемов, методов и средств способствует раскрытию идеи экспозиции и может быть использовано при создании экспозиции в Смоленской крепостной стене.

 

4.2.  Современные мультимедийные технологии в музейном пространстве фортификационного сооружения

        Активное проникновение в музейную сферу мультимедийных (цифровых) технологий ‒ особенность настоящего времени. Мультимедийные технологии позволяют [2]:

    1.Добавить в восприятие впечатление. Яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.

   2.Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно т.к. хранятся в фондах/ утеряны/слишком маленького или большого размера и т.д.). Здесь на помощь приходят видеомэппинг, голографические витрины, и другие инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно смоделировать в условиях музейного пространства (рис.12).

 

Рис.12. Мультимедийные технологии в музейном пространстве Смоленской крепостной стены

 

   3.Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории. Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам, например, режим для взрослых или для детей.

     Для групп посетителей с ограниченными возможностями есть варианты интерактивных инсталляций с подъёмным механизмом, с задействованием тактильных ощущений, с использованием азбуки Брайля и др.

   4.Осуществлять коммуникацию с посетителем. На входе в музей с помощью навигационных систем можно подсказать посетителю где и какие экспонаты он может увидеть, в какие часы работает музей, и другую справочную информацию.

    5.Представлять музей во внешнем мире. Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным.

Таким образом, мультимедийные технологии являются вспомогательным инструментом для интерпретации экспозиционного замысла (интерактивные дисплеи, сенсорные панели, проекторы, информационные хоны и пр.) и выступают как важное средство преподнесения информации (аудиогиды, стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху или тему).

Актуальным приемом внедрения цифровых технологий в дизайн музейной экспозиции является использование «технологии дополненной реальности», с помощью которой можно показать события, экспонаты в трехмерном изображении, реконструировать изображения разных эпох одного и того же места, визуализировать образ конкретного исторического периода. Под «визуализацией» (от лат. visualis, «зрительный») принято понимать общее обозначение приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Визуализация как свойство мультимедиа и технологически, и идейно связана со вторым важным свойством цифровых технологий — виртуальностью, характеризующейся наличием некоего объекта, передающего выдуманное отображение мира автором, и возможностями демонстрации результата в электронно-цифровой форме с применением IT-технологии [9, с.64].

           По способам визуального представления музейных экспонатов мультимедийные технологии разделяют на следующие виды:

1.   Мультимедийные проекторы и ЖК-панели, на которых показывают фильмы или слайд-шоу по тематике экспозиции.

2.   Панорамные изображения, для которых используются проекционные экраны различного формата (плоские, вогнутые, круговые, сферические и т. д.) и несколько проекторов. При помощи специальных технических и программных средств на таких экранах демонстрируются как обычные, так и 3D-, видеофрагменты, в результате создаётся единое изображение, а зрители переживают эффект полного погружения в происходящее на экране.

3.   Видеостена, которая может иметь вытянутую прямоугольную или пирамидальную форму и позволяет «демонстрировать сюжеты, подразумевающее некое развитие, хронику, когда перед глазами посетителя в виде слайдов последовательно разворачивается панорама событий, разделенных временем». Вытянутое по горизонтали изображение естественным образом воспринимается как аналогия стрелы времени. Видеостены используются также в музеях для отображения большеразмерных художественных объектов.

4.   Голография (в переводе с др.-греч. — «полное описание, запись») технически получается благодаря невидимому для зрителя экрану, на основе прозрачной полиэфирной пленки со специальными слоями, задерживающими падающий от видеопроектора свет. Так становится возможным объемное воспроизведение музейных предметов с эффектом парящей в воздухе картинки, так называемой «псевдоголограммы». При помощи голографического метода создаются и присутствуют в экспозиционно-выставочном пространстве музея собственно голограммы, голографический театр, голографические кубы и пирамиды.

5.   Проекция на шар. В этом случае проекция осуществляется изнутри сферы и демонстрирует изображение с необходимым под данную форму искажением.

6.   Видеомэппинг (от англ. mapping — нанесение на карту, отображение) принято понимать искусство создания и наложения трехмерных проекций на любые физические объекты с учетом двух факторов: их геометрии и местоположения в пространстве. Особенность видеомэппинга заключается в том, что специальные компьютерные технологии позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием шоу, что дает оптическую иллюзию изменения самого объекта.

«В музеях с помощью видеопроекции можно представить те экспонаты, которые по каким-либо причинам невозможно выставлять на всеобщее обозрение. Также можно даже самый маленький предмет сделать очень большим, чтобы посетители музея могли хорошо разглядеть то, что трудноразличимо для человеческого глаза. Помимо этого, музеями 3D mapping активно используется для оживления экспозиций, для демонстраций видео, которые позволяют переместиться в другую эпоху» [8].

К разновидностям видеомэппинга относятся архитектурный видеомэппинг, интерьерные видеопроекции, видеопроекции на объекты и интерактивный видеомэппинг.

     Таким образом, мультимедиа - это разнообразный, яркий инструмент, который при умелом обращении обогатит любую музейную экспозицию в Смоленской крепостной стене, а самое главное, усилит интерес посетителя к объекту и к теме.

 

4.3 Последовательность создания дизайн-проекта экспозиции в фортификационном сооружении

      Создание дизайн-проекта экспозиции – длительный процесс который включает несколько этапов [1]:

1.Исследование
      На данном этапе необходимо разобраться в теме, понять, чем она может быть интересна современному человеку.  Часто такое исследование приводит к появлению новых экспонатов, новых функций музея, новых способов высказывания. Расширяются маркетинговые возможности и появляются идеи музейных образовательных программ.

2.Концепция
          Концепция — это в первую очередь понимание того, о чем мы рассказываем, для кого и какими средствами. Концепция «начинается», когда мы задумываемся над тем, какие сюжеты в истории Смоленской крепостной стены могут по-настоящему волновать, как конкретно эти сюжеты пересекаются с интересами аудитории, и что мы должны сделать, чтобы взаимодействие посетителя и материала состоялось. Какие варианты могут быть использованы? Дать возможность встать на место героев экспозиции? Или создать вокруг событий прошлого некую раму из фактов настоящего, которые позволят связать музейный контент с собственной жизнью?

     3.Дизайн-проект
     Дизайнеры и архитекторы  часто работают этапами, вначале делается зонирование пространства  и общая схема пути, далее расстановка предметов, а затем, после утверждения этой базовой схемы, продумывается  художественное решение – выполняются подробные наброски, чертежи и рабочая документация.

      Большое значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, т.е. расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все это имеет непосредственную важность для создания художественного экспозиционного образа.

      4.Тематико-экспозиционный план

      Этот план представляет собой творческий исследовательский труд, в котором в соответствии с тематикой особо выделяются экспозиционные комплексы, состоящие из конкретных музейных экспонатов со всеми присущими им научными характеристиками. ТЭП включает следующие пункты: наименования разделов, тем, подтем, комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспозиционных материалов, входящих в комплекс; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размеры; указание мест хранения материалов и их шифра; примечания по художественному проектированию экспозиции. В итоге создается электронный вариант экспозиции, учитывающий все требования тематической структуры и музейного дизайна.

 5. Сценарии для мультимедиа

 Базовое техническое задание для мультимедийных инсталляций заложено в концепции, но оно должно превратиться в детальный документ, по которому будут работать специалисты по мэппингу, VR (виртуальной реальности), AR (дополненной реальности) и т.п.
           6. Графический дизайн

Это один из важных моментов в проектировании, так как, например, от качества шрифта (которое сразу не видно), зависит читаемость текстов, удобство навигации, узнавание фактуры и пр. В идеале он начинает делаться на этапе, когда готова концепция и первичный план у архитекторов. Часто графические дизайнеры, которые гармонично работают в команде, предлагают такие решения, которые потом создают настроение всей выставки и запоминаются больше всего.  

Сначала создается общая графическая концепция, описывающая, как про эту экспозицию сообщать посетителям, какие параметры графики могут быть в теле самой экспозиции, какие в цифровых экспонатах и тд.

7. Подготовка экспонатов, строительство и монтаж экспозиции.

 

 

Заключение

 

       Смоленская крепостная стена как пример фортификационного сооружения является уникальным объектом музеефикации, способным решать воспитательные, социальные и культурно-просветительские задачи. Музеефикация фортификационного сооружения с использованием современных средств создания экспозиций: мультимедиа, интерактива, света, звукового сопровождения, дизайна интерьера, инфографики, собранных в единую картину, позволяет дать историческому памятнику архитектуры вторую жизнь.

       В настоящее время ведутся публичные обсуждения представленных концепций  музеефикации Смоленской крепостной стены, которые могут быть частично или полностью реализованы в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

Реставрация  (restauratio) – восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (реставрация дворца, памятника архитектуры). - (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1009478

 

Музей- (греч. museion, букв. храм муз)- учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественно научных коллекций и ведущее культурно просветительную работу.

 

Музеефикация- направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия. (Российская музейная энциклопедия.-http://www.museum.ru/rme/mb_musf.asp)

 

Экспозиция- (от  лат. expositio— выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. (Российская музейная энциклопедия.-  http://www.museum.ru/rme/mb_musf.asp)

 

Экспозиционный дизайн (от англ. dеsign – замысел, проект, рисунок), совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды экспозиции музейной. Э.д. включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т.п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов. Выступает как образно-выразительная составляющая экспозиции, обеспечивает ее коммуникативность и высокий уровень утилитарно-функциональных качеств в плане сохранности и презентации экспонатов (Российская музейная энциклопедия.-  http://www.museum.ru/rme/mb_musf.asp)

 

Сохранение объекта культурного наследия: -меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

 

Маломобильные группы населения - инвалиды и другие физические лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

 

Список источников

 

1. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое пособие для студентов исторических факультетов вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2004.

2.Интерактивные и мультимедийные технологии в музее. - Режим доступа:

     http://www.ascreen.ru/projects/type/section.php?id=14

3.Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля / Майстровская М.Т. — Москва: Прогресс-Традиция, 2018.

4.Музеефикация архитектурного памятника. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

5.Национальный стандарт Российской Федерации.   
Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение    работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200108092

6.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2020 года)

    РФ.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901820936

7. Предпроектный и проектный анализ в архитектурно-дизайнерском проектировании : учебный практикум / сост. В. П. Усова. – Ульяновск : УлГТУ, 2020. – 26 с.

8.Программное обеспечение POGUMAX Designer»// [Электронный ресурс]. URL: https:// pogumax.ru / sfery-primeneniy-videomappinga-i-egostoimost

9. Пустовойт Ю.В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifitsirovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-ekspozitsionno-vystavochnom-prostranstve-sovremennogo-muzeya/viewer

10.Современная типология и классификация музеев. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2018. – URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/

11.Современные музейные технологии. Режим доступа: http://www.temus.ru/metody_exposicii )

12.Национальный стандарт РФ.  Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. Общие требования. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/1200159891

13. Ялова А.Л. Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов.– Режим доступа:https://nauchkor.ru/pubs/sovremennye-tendentsii-v-dizayne-ekspozitsiy-muzeev-i-vystavochnyh-zalov-5a6f88357966e12684eea328