В.Б. Дрягина

Ландшафтный дизайн предполагает работу с различными объектами. Среди них особое место занимает архитектурно-историческая среда, которая включает объекты культурного наследия, памятники, архитектурные сооружения, сохранившиеся до настоящего времени и являющиеся ценным ресурсом для города, его культурологическим потенциалом. Ярким примером архитектурно-исторической среды является Смоленская крепостная стена с прилегающим ландшафтом. Работая с такими историческими объектами, ландшафтный дизайнер сталкивается с проблемой разрешения конфликта взаимоотношений нового со старым, с сохранением архитектурно-исторической среды, разумным преобразованием и развитием в соответствии с потребностями современного человека и общества.

        Проблема взаимоотношений современного ландшафтного дизайна и исторической среды сегодня особенно актуальна. В рамках государственной программы «Комфортная городская среда» в регионах России осуществляется работа по реконструкции и реновации исторических объектов. Есть положительный опыт сохранения исторической архитектуры города (Коломна, Тула, Суздаль), выявлены способы сохранения среды малого исторического города (С.Н. Павлинова), определены отдельные положения организации озеленения в исторических центрах (И.Г. Лежаева, В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов), сформулированы основные принципы организации озеленения исторической среды (Т.Ю. Бурова).

         Однако задачи ландшафтного дизайнера намного шире. Работа с ландшафтом предполагает композиционно-пространственную планировку территории, устройство дорожно-тропиночной сети, озеленение и другие виды. С одной стороны, ландшафт является частью исторической среды и, с другой стороны, должен соответствовать современным требованиям и запросам общества. Поэтому работа дизайнера с историческим ландшафтом прежде всего включает изучение объекта как части архитектурно-исторической среды, его расположение в ландшафте (исследование) и дальнейшую проектную деятельность.

      Исследовательская работа начинается с визуального осмотра исторического объекта (визуально-ландшафтный анализ) с целью:

      1) определения наиболее интересных фрагментов исторической и природной среды, составляющих окружение памятника культурного наследия;

      2) выявления значимых направлений и основных точек визуального восприятия исторического памятника;

      3) определения особенностей композиционно-организованного пространства, сочетания архитектурного сооружения и ландшафта.

Визуально-ландшафтный анализ включает как изучение самого памятника, так и его расположение в исторической среде, позволит установить те особые качества и   достоинства памятника, которые могут быть акцентированы и подчеркнуты в проекте, определить наиболее интересные виды и панорамы, с которых просматривается как сам памятник архитектуры, так и открываются городские пространства.

       Рассматривая Смоленскую крепостную стену как архитектурно-историческую среду, следует отметить что она (стена) обладает выразительными архитектурными (силуэтными, пластическими, колористическими) качествами и тесно связана с ландшафтом. Большая протяженность сооружения, ритмично расположенные башни и стены, длинные прясла в сочетании с холмистым рельефом демонстрируют красоту и неприступность стены. С крепостной стены открываются великолепные панорамы города.

Для полноценного представления о памятнике архитектуры, его расположении и структурных элементах необходимо осмотреть его полностью, выявляя интересные уголки ландшафта и крепостной стены.

        Вторым аспектом визуально-ландшафтного анализа исторического объекта является изучение природных условий и элементов - ландшафтный анализ прилегающей к памятнику территории (рельеф местности, гидрография, озеленение).  Рельеф является структурным элементом ландшафта, который предопределяет характер будущей планировки и композиционное решение территории. Именно рельеф создает пластическую основу композиции и является наиболее стабильным и мало подвижным компонентом ландшафта.

       Природный рельеф сам по себе интересен, многообразен и рационален.  Он является частью экосистемы. Исторический рельеф - особая среда, изменять и перекраивать которую не позволяет закон [1]. Согласно существующим классификациям рельеф может быть холмистый, углубленный или равнинный. Каждый вид рельефа имеет свои достоинства и недостатки. На вершине холма человек обретает дыхание, испытывает чувство бодрости, душевного подъема. При этом увеличивается площадь визуального обзора на окружающий ландшафт. Микроклимат на холме более благоприятный.

         В низине, напротив, ограничивается визуальный обзор, зрительно замыкается среда. Располагаясь в низине человек ощущает давление со стороны архитектурного сооружения и природы, пониженные, замкнутые формы рельефа стимулируют у человека состояние сосредоточенности, уединения. При этом микроклимат в низинах меняется: сыро, прохладно летом, холодно зимой. Однако успешный опыт использования углубленного рельефа в России есть (Яма, Москва).

         Равнинный рельеф сам по себе скучен, монотонен, поэтому все разнообразие пространственной композиции дает ее наполнение: малые архитектурные формы, арт-объекты, древесная растительность. Именно объемно-пространственные формы будут работать на впечатление. Большие возможности для создания объемно-пространственной композиции на плоских (равнинных) рельефах имеют различные приемы компоновки древесной растительности -  чередование закрытых, полуоткрытых и открытых пространств: рощ, древесно-кустарниковых массивов, групп с опушками, полянами, газонами, образующими пейзажные картины.

          Для Смоленска характерен разнообразный рельеф. Уцелевшие фрагменты крепостной стены, ее башни и стены расположены как на сложном холмистом рельефе, так и на участках равнины. При этом расположение отдельных частей стены на холме создает «парящий эффект», когда строения возвышаются над городом (башня Орел). И наоборот, находясь в низинной зоне, человек смотрит на стену снизу, при этом ощущает ее неприступную мощь и силу. Эти композиционно-эмоциональные качества необходимо сохранить.

        Третий аспект визуально-ландшафтного анализа - определение видовых точек. Видовыми (или смотровыми) точками в ландшафтном дизайне называют места, которые наиболее эффектно раскрывают исторический объект. Восприятие объекта связывают с созданием условной картины, видимой зрителю. Такими картинами могут быть перспективные виды (панорамы города), точки обзора исторического объекта, точки фрагментарного обзора. Анализ видов, структуры близлежащих улиц, изучение размещения памятника архитектуры на рельефе позволит выявить наиболее выигрышные фрагменты городских пространств. При этом следует помнить, что видовые точки могут быть статическими и динамическими. Статической видовой точкой может быть вид с башни на панораму города, площадка, беседка.  Динамические смотровые точки, это те места, которые будут постепенно открываться во время движения по территории.   

     Определение видовых точек - одна из первостепенных задач при изучении территории у Смоленской крепостной стены.  Смоленск – панорамный город. Расположение на холмах дает совершенно разные выразительные силуэты архитектуры, городские панорамы и пейзажные картины.

     Четвертый аспект исследования – изучение имеющейся растительности.

Растения создают экологический фон городской среде (зеленый каркас), очищают воздух от пыли и газа, охлаждают воздух в городском острове тепла; стабилизируют ветровой режим, снижают уровень шума, поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу.  Анализируя территорию, необходимо определить какая растительность есть на участке и может ли она использоваться в проекте. Изучая растительность в районе исторического памятника, следует обратить внимание на ее природный естественный характер и по возможности сохранить крупные растения.  Взрослые древесные растения (березы, клены, дубы, лещина, боярышник, рябина) подчеркнут «историзм» территории, придадут ей художественный смысл и оригинальность.  

На основе первого этапа (исследовательской части) выполняется вторая (проектная) часть.  Проектную деятельность ландшафтного дизайнера в работе с историческими территориями регулирует Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации ( 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), который устанавливает специальный режим градостроительной и хозяйственной деятельности, вносит ограничения на реконструкцию исторического объекта, запрет на новое капитальное строительство и изменения в планировке структуры улиц, таким образом обеспечивая сохранность объектов культурного наследия [1]. Создавая проект развития исторической территории, дизайнер по ландшафту должен в соответствие с Федеральным законом решить следующие задачи:

- обеспечить физическую сохранность памятнику;

- обеспечить наилучшее его визуальное восприятие;

- продумать благоустройство территории, размещение различных функций, не нарушающих историческую среду, гармоническое взаимодействие ландшафта с архитектурным сооружением;

- сформировать архитектурно-ландшафтную организацию пространства, с целью улучшения экологических, гигиенических и эстетических качеств среды.

     Опираясь на материалы исследования и пункты закона об охранной зоне архитектурного сооружения, которые не предполагают кардинальных изменений рельефа и не разрешают капитальное строительство вблизи памятника, ландшафтный дизайнер работает над проектом. Для формирования идеиразвития и благоустройства исторической территориицелесообразно воспользоваться экологическим методом проектирования, в основе которого лежит сохранение и восстановление природного ландшафта, стремление удачно вписать деятельность человека в исторически сложившуюся среду.

        В рамках использования экологического метода в работе с архитектурно-исторической средой рекомендуется:

1) планировать территорию в соответствии со стилем памятника архитектуры и особенностями ландшафта;

2) использовать материалы для устройства дорожек и площадок, гармонирующие с архитектурным сооружением;

3) использовать приемы, способствующие укреплению грунта на холмистом рельефе – устройство подпорных стенок, луговых газонов, посадку живой изгороди из деревьев и кустарников;

4) сохранять крупные деревья;

5) выбирая новые растения, отдавать предпочтение деревьям и кустарникам, природных видов и форм, использовать растения из природного сообщества.        6) из приемов компоновки древесных растений, уместных для исторической среды, использовать солитер и группы растений, высаживая их для привлечения внимания к интересным фрагментам архитектурного сооружения или пейзажа;

7) продумывая форму и размещение малых архитектурных форм и средств визуальной коммуникации как неотъемлемых компонентов преобразования исторического ландшафта, необходимо помнить об их взаимосвязи и подчиненности архитектурному сооружению, как доминанте.

       Таким образом, проект развития исторической территории это комплекс мероприятий. Проект создается для людей (посетителей, зрителей), поэтому огромное значение имеет возможность осмотра исторического памятника, ритм смены зрительских впечатлений от просмотра, создаваемый изменениями ландшафтных композиций, разнообразием используемых видов, насаждений и их соответствием с различными формами рельефа. Чем выше степень разнообразия архитектурно-исторического ландшафта, тем ярче, красочней и интересней будет композиция.

 

Используемые материалы

1.Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/