Принципиальные подходы к решению задачи бесконфликтного внедрения объектов дизайна в исторически сложившееся пространство фортификационного сооружения

Включение новых объектов в исторический контекст   позволяет решать средовой подход как метод современного проектирования в исторической среде. Средовой подход предполагает комплексную оценку сложившейся на территориях проектирования ситуации и создание дизайн-концепции на основе приемов, позволяющих адаптировать современное предметное наполнение городского пространства к среде исторического города при безусловном соблюдении необходимых функциональных характеристик территории проектирования.

Принципиальные подходы к решению задачи бесконфликтного внедрения объектов дизайна в исторически сложившееся пространство [9]:

1. Принцип цитатности – буквальное цитирование из прошлого, перетаскивание средового объекта из одной эпохи в другую.

2.Принцип моделирования – имитация средового поведения, соответствующего историческому окружению, по законам сценарного моделирования, представляющая собой цепочку конкретных событий, действий, моделирующих какие-то социально-культурные процессы.

3. Принцип неполной формы – это тактика проектирования и размещения элементов дизайна, основанная на подчинении сложившимся пространственно-историческим структурам, на незаметном вписывании в городской пейзаж, на слиянии с архитектурой.

4. Принцип фирменного стиля – его использование сводится к выявлению (на основе архивного анализа и натуральных исследований) существующих законов места, а выявив, следовать им в архитектурно-художественном оформлении (включая формообразование элементов уличной мебели), формируя фирменный стиль исторически ценных пространств среды.

Перечисленные принципы могут быть успешно использованы и при работе с фортификационными сооружениями.

Приемы адаптации новых объектов среды к историческим условиям:

1. Композиционные приемы:

–прием масштабирования, пропорционирования и модульности;

–прием метрических и ритмических построений, горизонтальных и вертикальных членений;

–прием симметрии, асимметрии, дисимметрии и тождества, нюанса и контраста, а также геометрических трансформаций.

 2. Колористические приемы. Единство старого и нового достигается за счет:

–использования современных материалов, сближающихся с окружением по колориту и текстурированию;

–использования контрастных по колориту материалов, которые выявляют и выгодно подчеркивают историческое окружение;

–использования характерных в данной среде облицовочных и строительных материалов;

–использования нейтрального материала (обычного или зеркального стекла), отражающего окружение.

3. Приемы стилистической адаптации включают использование декоративных деталей присущих непосредственно историческому сооружению (крепостной стене), использование исторического декора в виде цитат из истории, из окружающих крепостную стену зданий.

4.Приемы морфологической адаптации: обращение проектируемых элементов к выявленным в среде характерным силуэтам, использование выявленного архетипа, характерного для данного района города. При этом морфологический прием проектирования применим там, где преобладает определенный архетип или морфотип застройки, или силуэт.