Проектная культура в дизайн-образовании

Одна из задач дизайн-образования – подготовка профессиональных, высококвалифицированных специалистов в области дизайна.  В статье рассматривается один из аспектов решения этой задачи путем формирования и развития проектной культуры студентов в процессе обучения в высшей школе. 

Ключевые слова: проектная культура, дизайн-проектирование, проектное мышление, метод проектов.

One of the tasks of design education is to prepare qualified specialists in the field of design. The article considers one of the aspects of the solution of this task by means of formation and development of project culture of students in the learning process in higher school.

Keywords: project culture, design engineering, project thinking, project method.

С каждым годом возрастают потребности государства в высококвалифицированных специалистах в области дизайна. Социальные и экономические изменения современного общества диктуют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки выпускников, развитию проектной культуры студентов-дизайнеров, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда,  способность адаптироваться в сложных и меняющихся условиях, готовность к проектированию предметно-пространственной среды. Именно поэтому профессиональная подготовка дизайнеров в высшей школе должна формировать у студентов художественную деятельность, синтезирующую в себе элементы технологии, науки, искусства, и развивать у них проектную культуру. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из столь различных областей человеческой деятельности [10, с. 44].

Под культурой понимают преобразовательную деятельность человека по созданию  и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности, «практическую реализацию общечеловеческих и духовных ценностей» [5].  При этом проектная культура связывает две системы ценностей:  материальную – область производственной деятельности общества, результатом которой является искусственная среда, окружающая человека,  и духовную – идеальную деятельность человека, связанную с интеллектом, моралью, эмоциями. Проектная культура рассматривается как соединение опыта материальной культуры с совокупным массивом опыта, навыков и понимания, воплощенным в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения, а проект как ряд мыслительных и практических процедур, направленных на создание объекта-модели и прогнозирования его будущей реализации.

В профессиональной деятельности человека проектная культура – качество личности специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей [2]. По определению Каукиной О.В.  проектная культура – высокий уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях [6].  По мнению Генисаретского О.И. проектная культура в дизайне –это высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и/или воссоздания среды, над такими его составляющими, как проектирующие сообщества, проектное хозяйство, проектируемые части среды и, разумеется, над инфраструктурой дизайна, т.е. функциональными службами,  обеспечивающими нормальное течение проектного процесса [3].

Проектный процесс или проектирование – универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. На современном этапе развития общества проектная культура становится общенаучной областью знания, подразумевающей комплекс знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих их практическое применение в конкретных условиях дизайн-проектирования. В связи с этим можно выделить основные требования к формированию и развитию проектной культуры в процессе обучения студентов основам проектирования.

1. Наличие значимой в творческом плане проектной цели, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, разработка дизайн-проекта социально значимогообъекта).

2. Верная формулировка проблемы, которая направляет и облегчает поис­ки решения.

3. Решение в дизайн-проекте одновременно нескольких задач:функционально-пространственной, технологической и творческой, направленных одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Таким образом, дизайн-проектирование  должно содержать элементы, «синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы» [2, с.190].

4. Поэтапная работа над проектом:

  • осмысление проблемной ситуации;
  • предпроектный анализ, включающий в себя  обследование, знакомство с ситуацией, контекстом будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. В предпроектный анализ входит изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы;
  • разработка дизайн-концепции – принципиальной дизайнерской идеи будущего проекта, содержащей его реально представимые формы: пространственные, стилистические, процессуальные, композиционные и т.д.
  • воплощение дизайн-концепции.

5. Практическая значимость предполагаемых результатов (например, участие разработанного проекта  в различных конкурсах и выставках).

6. Самостоятельная деятельность студентов.

7. Использование различных приемов и технологий:

  • прием «инверсии» – прием проектирования, предусматривающий  смену творческой установки, изменение угла зрения на объект, формирующий свежий взгляд на предмет и подсказывающий нестандартные, творческие варианты решения  проектной задачи;
  • прием «проектирования в воображаемых условиях» – прием, предусматривающий условную замену реальных обстоятельств работы объекта неожиданными решениями (например, «дом на колесах»);
  • прием «эвристических аналогий»: прямых – заимствование форм из сфер, противоположных проектным задачам (например, бионика, копирующая формы природы); «субъективных»  – проектирование объекта от имени воображаемого персонажа; «символических»  – присваивание проектируемому объекту свойств, нехарактерных для него (огненная вода) и т.д.
  • прием «интерпретации» – прием проектирования объекта в другом стиле или в чужой манере;
  • прием поиска «идеальной вещи» – постановка задачи, при которой особое внимание уделяется назначению объекта, указываются наиболее перспективные направления поисков.

Таким образом, проектная культура реализуется как особый тип мышления, проектного мышления, и вид проектно-преобразовательной деятельности людей. В образовании одной из базовых технологий, позволяющей формировать и развивать проектную культуру студентов-дизайнеров, является метод творческих проектов.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [6]. В.И. Гам и А.А. Филимонов [11] под методом проектов понимают совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; это путь и способ организации процесса познания, обеспечивающего достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, решение которой завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. По мнению Н.Ю. Пахомова метод проектов –технология организации образовательных ситуаций, в которых студенты ставят и решают собственные проблемы [9].  Данный метод основан на принципах проблемного обучения, обучает студентов взаимодействию в группе и групповой деятельности, отличается личностно-ориентированным и деятельным подходами.

Метод проектов в дизайн-образовании всегда предполагает решение творческой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование совокупности  разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. иметь конкретный результат, готовый к использованию.

Метод проектов в дизайн-образовании направлен на развитие творческого потенциала студентов, формирование их проектного мышления, мировоззренческой и методологической основы профессиональной деятельности дизайнера; овладение основными методами дизайн-проектирования.

Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, что предполагает развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сопоставления, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д.), творческих способностей, формирование профессиональных компетенций специалиста-дизайнера и их проектной культуры.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. В.И. Андреев – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 
  2. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе.
  3. Генисаретский О.И. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М.: ВНИИТЭ, 1987.
  4. Иллюстрированный словарь-справочник «Дизайн»//под рук-ом Минервина Г.Б. М.: Архитектура-С, 2004.– 648 с.
  5. Ионин Л. Г. История слова «культура». Социология культуры. М.: Логос, 1998. – с.9-12.
  6. Каукина О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Каукина. Магнитогорск, 2010. –22 с.
  7. Мелодинский Д.Л. –Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. М.: Архитектура-С, 2004. – 313 с.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебноепособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005).
  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.  М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  10. Селиванова Т. Искусство проектирования в современной России.– М.: Изд.дом Коновалова П., 2007. –  254 с.
  11. Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. –256 с.       

Устименко Юлия Александровн

К.п.н, доцент, Смоленский государственный университет,