1
Смоленское региональное отделение Союза дизайнеров России
Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды
АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ
АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Сборник методических материалов
Смоленск - 2019
2
Методическое пособие составлено по материалам Международной школы дизайна архитектурно-исторической среды, которая проводилась Смоленским региональным отделением Союза дизайнеров России при поддержке Фонда президентских грантов, Администрации г. Смоленска и Смоленской области.
В пособии использованы материалы лекций и практических занятий наставников школы: Трусова Ю.В., Трусова А.Г., Шкурлова И.В., Агафоновой Е.Л., Симоненкова О.Н., Пахомова П.В., Гордеевой О.В., Дрягиной В.Б по работе с фортификационными сооружениями на примере Смоленской крепостной стены и материалы других источников.
В качестве иллюстраций приводятся фрагменты дизайн-проектов развития Смоленской крепостной стены, выполненные участниками международной школы дизайна под руководством наставников-педагогов, и фото из интернета (свободного доступа).
Составитель – В.Б. Дрягина.
3
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………..4
§1. Архитектурно-историческая городская среда. Фортификационное сооружение как часть городской архитектурно-исторической среды…………………………... .6
§2. Методика работы с фортификационным сооружением – частью архитектурно-исторической среды на примере Смоленской крепостной стены ………………….11
2.1. Предпроектный анализ сооружения. Методика проведения. ..…………11
2.2. Работа с законодательными документами по объекту проектирования.14
2.3. Составление архитектурно-планировочного задания и определение задач проектирования ……………………………………………………………….19
2.4. Изучение опыта работы по развитию и использованию фортификационных сооружений в современном городе……………………21
2.5. Принципиальные подходы к решению задач бесконфликтного внедрения объектов дизайна в исторически сложившееся пространство фортификационного сооружения ……………………………………………..22
2.6. Приемы демонстрации фрагментов истории и «восстановления» утраченных элементов сооружения…………………………………………. .24
2.7. Арт-объект и его использование в исторической среде фортификационного сооружения …………………………………………….27
2.8. Ландшафтный дизайн и историческая среда фортификационного сооружения……………………………………………..………………………29
§3. Алгоритм создания дизайн-проектов сохранения и реадаптации фортификационного сооружения. ……………………….......................................31
Заключение………………………………………………………………………... .34
Список источников…………………………………………………………………35
Приложение…………………………………………………………………………36
4
Введение
Реализация государственной программы по формированию комфортной городской среды активно осуществляется как в крупных мегаполисах, так и в провинциальных городах и районных центрах. В связи с этим возникают вопросы сохранения, развития и бережного использования историко-культурного наследия – экономического и туристического потенциала малых городов.
Вопросами развития и обновления исторической среды города средствами искусства занималось многие теоретики дизайна и архитектуры (Глазычев В.Л., Михайлов С.М., Сазиков А.В., Розенсон И.А., Калинина Н.С., Скопинцев А. В., Плешакова Е.В., Курата С.П., Белов М.И., Аллан Джейкобс (Allan Jacobs), Пол Голдбергер (Paul Goldberger), Ян Гейл (Jan Gehl), Джон Лонг (Jon Lang), Мэттью Кармона (Matthew Carmona), Чан Парк (Park C.I.), Дэвид Шейн (David Graham Shane) и др.), подчеркивая актуальность вопросов преобразования и реконструкции среды исторического города с учетом новейших инженерных и социальных требований, необходимость решения вопросов сохранения исторических средовых ценностей и приобретения новых средовых качеств, соответствующих современному пониманию комфорта подчеркивает [3].
Работая с исторической средой архитекторы и дизайнеры сталкиваются с решением проблемы взаимоотношений современного городского дизайна и исторической среды, в которой особое место занимают фортификационные сооружения. Уже есть положительный опыт сохранения и развития сооружений такого типа в г. Коломна Московской обл., в Туле, в г. Изборск Псковской обл. и других городах; выявлены способы сохранения среды малого исторического города (С.Н. Павлинова), определены отдельные положения и принципы организации озеленения в исторических центрах (И.Г. Лежаева, В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, Т.Ю. Бурова). Результаты реализации проектов по работе с фортификационными сооружениями в городской среде, полученный опыт показали готовность и профессиональную компетентность дизайнеров и архитекторов к созданию комплексных предложений по благоустройству и развитию исторических территорий данного типа, не нарушающих сохранность и
5
значимость памятников истории и культуры. Однако, для эффективной работы в этом направлении необходимы комплексные методические разработки (руководства), включающие алгоритм действий и содержание работы на каждом этапе, которые помогут дизайнерам по изучению и развитию архитектурно-исторической среды, в том числе фортификационных сооружений. В связи с этим возникла необходимость выявления проектного инструментария, использование которого способно осуществить комплексное преобразование предметно-пространственной среды фортификационного сооружения.
На основании изученного теоретического материала и опыта работы над «возвращением» к жизни фортификационного сооружения «Смоленская крепостная стена» было составлено учебно-методическое пособие, цель которого - сбор, систематизация и обобщение материалов по работе с историческим объектом такого типа.
Задачи пособия:
1)рассмотреть фортификационное сооружение и его особенности как часть архитектурно- исторической среды города;
2)определить основные законодательные акты, регламентирующие работу с фортификационными сооружениями как объектами развития исторической среды;
3)составить алгоритм работы дизайнера с историческим объектом и определить содержание работы на каждом этапе;
4)изучить основные приемы и методы, подобрать диапазон возможных современных решений бесконфликтного проникновения современного дизайна в историческую среду фортификационного сооружения;
5)систематизировать материалы и оформить в виде учебно-методического пособия по работе с исторической средой на примере фортификационного сооружения «Смоленская крепостная стена».
6
§1. Архитектурно-историческая городская среда. Фортификационное сооружение как часть городской исторической среды
Архитектурно-историческая среда – комплексный памятник человеческой цивилизации, культуры и архитектурно-художественного творчества (Ю. Ранинский); система созданных человеком и природой пространств, решенных средствами архитектуры и обладающих осознанной историко-культурной ценностью и целостностью, отличающихся узнаваемостью, своеобразием и самоидентификацией [1].
В соответствии с законодательством Российской Федерации архитектурно-историческая среда относится к культурным ценностям наравне с национальными традициями и обычаями, историческими художественными промыслами и ремеслами, произведениями культуры и искусства. Предметами охраны архитектурно-исторической среды являются: 1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; 2) планировочная структура, включая ее элементы; 3) объемно-пространственная структура; 4) композиция и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; 5)соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); 6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения (ст.59) [12].
Выделяют уровни материально-пространственных структур архитектурно-исторической части городской среды, которые определяют место каждого исторического объекта в общей системе (таблица 1).
7
Таблица 1.
Уровни
Материально-пространственные структуры архитектурно-исторической части города
1 уровень
Детали архитектурных сооружений (окна, двери и др.), несложные конструкции (беседки, киоски, МАФ) или изолированные пространства в сложном архитектурном сооружении (комнаты, классы, залы и пр.).
2 уровень
Архитектурные объемы, жилые, подсобные, служебные сооружения исторических домовладений) или простые пространства в сложном (вестибюль, система торговых залов, входы в крупные общественные здания и прочее).
3 уровень
Система пространств и объемов, формирующая сложное архитектурное сооружение или пространство (крупное общественное здание, домовладение и другие).
4 уровень
Система сложных архитектурных сооружений (жилые и общественные комплексы различного функционального назначения) или пространств (улицы, площади).
5 уровень
Система архитектурных или пространственных комплексов, формирующих городскую зону (районный центр).
6 уровень
Система городских зон, формирующая район города (жилой район, городской центр, промышленный узел).
7 уровень
Система городских районов, формирующая город.
Городская архитектурно-историческая среда обладает собственной неповторимой спецификой - аутентичностью. Вопросы сохранения национальных и региональных особенностей, бережного отношения к культурному наследию все чаще поднимаются на федеральном уровне. Историческая привлекательность городов (поселений) сегодня оценивается как условие устойчивого экономического развития в перспективе. Особенность городу придают
8
исторические объекты, среди которых особую ценность представляет фортификационное сооружение.
Фортификационное сооружение — (от фр. fortifier – укреплять, усиливать) –
оборонительное сооружение военного назначения для защиты и укрытия от противника. К их числу относятся крепостные стены, башни, рвы, окружающие крепости, перекидные мосты, въездные ворота. Постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла государства от воздействия средств поражения противника.
Фортификационные сооружения сегодня – это памятники Федерального и регионального значения, часть городской исторической среды, которые в настоящее время потеряли свое истинное назначение и зачастую не используются, медленно разрушаясь. Ярким примером фортификационного сооружения ХVI- XVII в. является Смоленская крепостная стена (рис.1).
Рис.1 Смоленская крепостная стена
9
Фортификационное сооружение относится к 6 уровню материально-пространственной структуры архитектурно-исторической части города, обладает огромным историко-культурным, туристическим и рекреационным потенциалом и привлекательно для инвестиций. Большое количество внутренних (башни, прясла) и внешних пространств, расположение в центральной части города, позволяют использовать его не только в музейном направлении. Стена – это бренд Смоленска, подарок исторического прошлого. Восстановление и развитие Смоленской крепостной стены – одна из актуальных задач сегодня, которая может быть решена средствами дизайна. Однако, уникальный характер Смоленской крепостной стены: ее размеры, большая протяженность, степень разрушения, затрудняют работу в этом направлении.
Вопросы сохранения фортификационных сооружений, их развитие решает ревитализация (от лат. – возвращение к жизни) – комплекс реконструктивно-восстановительных мероприятий, направленных на эффективное использование историко-культурных ценностей в современных условиях [11].
К методам восстановления и дальнейшего использования памятников архитектуры и прилегающих ландшафтов относят: реставрацию, регенерацию и реадаптацию.
Реставрация - (от лат. Restavratio – восстановление, ремонт) – мероприятия, направленные на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.
Регенерация исторической среды предполагает:
- сохранение исторической планировочной и объемно-пространственной структуры;
-сохранение ландшафта;
- восстановление утраченных ценных элементов планировочной структуры (площади, валы, оборонные укрепления, башни);
- консервацию, воссоздание, фрагментарную и целостную реставрацию;
10
-функциональное сохранение, восстановление и приспособление памятников архитектуры;
- работы по реконструкции инженерных сетей;
-работы по реконструкции дорожных сетей, устройство пешеходных зон, велодорожек, устройство площадок для парковки автомобилей и велосипедов;
-работы, связанные с озеленением и благоустройством памятников: организация скверов, установка внешнего освещения, малых архитектурных форм, которые необходимы для современной удобной эксплуатации памятников (урны, скамьи, указательные знаки и др.);
- устранение зданий, сооружений и зеленых насаждений, которые нарушают традиционный характер среды или видовое раскрытие памятников, (гаражи, склады, мастерские, малые промпредприятия).
Реадаптация – более сложная творческая задача, которая предполагает перепрофилирование, реконструкцию средовых объектов под новые функции без нанесения ущерба их историко-архитектурной ценности. Именно эту задачу в настоящее время предстоит решать дизайнерам и архитекторам в отношении фортификационных сооружений.
Основными правилами приспособления памятника архитектуры (фортификационного сооружения) к новому функционированию являются следующие:
1)физическая сохранность сооружения;
2)сохранение условий его восприятия, не допускающего искажений внутреннего и внешнего пространства;
3)правильный выбор функции, при которой учитываются потребности населения, условия функционирования, транспортные связи и другое.
Таким образом, фортификационное сооружение – исторически ценный объект, обладающий спецификой, являющийся достопримечательностью города, придающий уникальный характер архитектурно-исторической среде городского пространства (идентичность), требующий реставрации, регенерации и реадаптации для дальнейшего сохранения и развития.
11
§2. Методика работы с фортификационным сооружением – частью архитектурно-исторической среды на примере Смоленской крепостной стены
Методика в дизайне - порядок действий для достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач; набор приемов, необходимых для получения искомого результата.
2.1 Предпроектный анализ сооружения. Методика проведения.
Разработка дизайн-проектов реадаптации и развития фортификационного сооружения состоит из 6-ти этапов, каждый из которых направлен на решение определенных задач и влияет на конечный результат.
Первый этап – исследовательский (подготовительный). На этом этапе необходимо выполнить комплексное изучение современного состояния фортификационного сооружения и окружающего пространства, определить присущий сооружению культурный потенциал и возможности его использования. Комплексное изучение включает исторический, стилистический, композиционный, градостроительный и визуально-ландшафтный анализы исторического объекта.
Исторический анализ сооружения направлен на:
- определение целостной картины, осмотр сохранившихся и выявление утраченных элементов сооружения;
- изучение и определение исторической ценности сооружения, его причастности к каким-либо событиям, фактам, периоду истории;
-определение интересных фактов, наиболее выразительных элементов сооружения.
Методы исследования:
- изучение исторических документов (планов территорий, архивных материалов, изображений);
- сбор и изучение различной информации по объекту (фото, видеоматериалов, топографические карты, зарисовки и пр.);
12
- метод публичных слушаний (лекции историков);
- метод прогулки (экскурсии по объекту исследования) – натурное обследование, в основе которого лежит эмоционально-психологическое взаимодействие с историческим пространством, с историческим объектом.
Стилистический анализ сооружения позволяет определить характерные признаки, указывающие на определенную историческую эпоху, направление, стиль.
Методы исследования:
- изучение деталей сооружения как носителей стилистики (окна, двери, фронтоны, башни, крыши, колонны) и элементов пластики фасадов;
- сравнительный анализ исторического объекта проектирования с известными образцами стиля.
Градостроительный анализ сооружения направлен на выявление исходной градостроительной ситуации, определение связи фортификационного сооружения с планом города. Он позволяет установить:
- градостроительную ценность сооружения, связь архитектурного объекта с исторической планировочной системой и историко-архитектурным окружением (средой);
- архитектурно-эстетическую ценность сооружения, которая включает период строительства, принадлежность к эпохе, значимость в мировой и отечественной архитектуре (особые материалы, архитектурные решения, конструкции, художественные элементы);
- эмоционально-художественную ценность (определение элементов, воздействующих на эмоциональное восприятие человека: рельеф, росписи и прочее);
- научно-реставрационную ценность сооружения, включающую изучение временных наслоений архитектурных форм, степень изменения первоначального вида;
- функциональную ценность сооружения, которая основывается на способности выполнять конкретные функции в периоды его существования, среди которых
13
первоначально заданные функции и возможность выполнения сооружением современных функций;
-изучение существующих транспортных и пешеходных связей, наличие социальных объектов, плотности застройки, степени озеленения и прочее.
Композиционный анализ направлен на выявление основных принципов и приемов построения архитектурной композиции сооружения (симметрия или асимметрия, принцип членения целого на отдельные части, выявление композиционных осей, акцентов, характер пропорций). Всесторонний композиционный анализ позволяет выявить отличия, специфические приемы, индивидуальность сооружения.
Визуально-ландшафтный анализ территории фортификационного сооружения направлен:
- на выявление наиболее интересных фрагментов природной среды, составляющих окружение памятника культурного наследия (особенности рельефа, характер древесной растительности, наличие водоемов);
- на определение основных точек визуального восприятия исторического памятника и других исторически ценных объектов градостроительной среды. Визуально-ландшафтный анализ позволит установить те особые качества и достоинства сооружения, которые могут быть акцентированы и подчеркнуты в проекте, позволит увидеть особенности композиционно-организованного пространства, определить наиболее интересные виды и панорамы, с которых просматривается как само сооружение, так и открываются городские пространства. Вся собранная информация фиксируется в виде таблицы (таблица 2).
Таблица 2.
Потенциал участка
(положительные качества)
Отрицательные характеристики
(недостатки)
14
Собранная информация о сооружении поможет определить его потенциал, который необходимо развивать, позволит почувствовать «дух места», сформировать стратегию сохранения, использования и развития фортификационного сооружения.
Рис.2 Смоленская крепостная стена в городской среде
Смоленская крепостная стена, являясь фортификационным сооружением, отличается от жилых и общественных зданий своим образно-символическим началом. Большая протяженность стены (6,5 км), размещение ее локальных фрагментов в «живой» городской ткани усложняет задачу создания единой дизайн-концепции, т. к. потребует обобщений по условиям эксплуатации участков стены (рис 2).
2.2. Работа с законодательными документами по объекту проектирования
Следующий этап работы с фортификационным сооружением как объектом исторической среды – изучение законодательных документов по использованию самого объекта и прилегающих территорий.
Работу с историческими территориями регулирует Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
15
Российской Федерации (25 июня 2002 года N 73-ФЗ), который устанавливает специальный режим градостроительной и хозяйственной деятельности, вносит ограничения на реконструкцию исторического объекта, запрет на новое капитальное строительство и изменения в планировке структуры улиц, таким образом обеспечивая сохранность объектов культурного наследия (приложение 1). Изучение законодательных документов в области охраны объектов культурного наследия позволит определить границы проектирования [12].
Законом определены следующие зоны охраны памятников и режим их использования (таблица 3).
Таблица 3.
Тип территории
Границы
Режим использования
1.Территория объекта культурного наследия.
Зона, непосредственно примыкающая к памятнику, и составляющая вместе с ним исторически сформировавшееся целое.
На территории могут производиться археологические исследования, мероприятия по воссозданию утраченных частей памятника.
Разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащее требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
На территории запрещается капитальное строительство, а также изменения, прокладка коммуникаций, не относящихся к памятнику, устройство дорог, автостоянок.
2.Охранные зоны объектов
Территории вокруг памятника, непосредственно
Разрешается сохранение планировочной структуры и исторической пространственно-
16
культурного наследия.
прилегающие к ним, предназначенные для их физического сохранения и наилучшего обзора. Границы зоны определяются как зона наилучшей видимости с привязкой к местности. Границы совмещают с естественными природными и планировочными границами (улицы, площади, кварталы), выразительными формами рельефа.
планировочной среды. Запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других видов работ, за исключением работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия.
3.Историко-архитектурные заповедные территории
Разрешается сохранение и ремонт существующих зданий, исторического облика, устранение дисгармоничных элементов и гармоничное функциональное использование территории. Ограничение высоты, габаритов, цветовых сочетаний, стилистики новой застройки.
4.Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Территории, находящиеся вокруг охранных зон объектов культурного наследия, необходимые для сохранения сложившейся системы планировки или природного окружения. Границы зоны регулирования застройки определяются исходя из зоны видимости
Застройка регулируется по плотности, высоте, габаритам, протяженности, характеру архитектуры, материалу стен, принципу размещения нового строительства.
17
исторических доминант, сохранения исторического облика.
5.Зона охраняемого природного ландшафта
Естественно-природные образования (склоны оврагов, поймы рек, лесные массивы, участки городских ландшафтов (одноэтажная застройка), усадебного типа в сочетании с открытыми и озелененными пространствами.
Границы влияния ландшафта определяются границами бассейнов видимости.
Удаление дисгармоничных или чуждых историческому облику элементов ландшафта
Работая с фортификационным сооружением как историческим памятником необходимо определить территории и границы зон охраны памятника, установить режим их использования и возможности развития.
Результатом первого этапа работы с архитектурно-исторической средой является историко-архитектурный опорный (ситуационный) план – документ, на котором указываются все сохранившиеся подлинные части памятника, а также утраченные объемно-планировочные элементы, границы зон охраны памятника, нанесение дорог, улиц и проездов с названиями, насаждения в контурах, ограждения, застройка с указанием номеров корпусов и строений, этажности и материала стен, с обозначением линий застройки, красных линий (рис.3-4).
Историко-архитектурный опорный план является основой для дальнейшей работы.
18
Рис. 3
Рис 4. Историко-архитектурный опорный план Смоленской крепостной стены с указанием охранных зон
Исторический анализ объекта
Градостроительный анализ
Визуально-ландшафтный анализ
Изучение законодательных документов
Историко-архитектурный
опорный план
19
2.3 Составление архитектурно-планировочного задания и определение задач проектирования
Составление архитектурно-планировочного задания и определение задач проектирования является третьим этапом работы над дизайн-проектом развития фортификационного сооружения. Новая, предложенная дизайнерами, планировочная и объемно-пространственная структура архитектурно-исторической среды должна способствовать формированию понятия «Крепостная стена – бренд Смоленска», привлечению внимания к ее особенностям; способствовать воспитанию у юного поколения патриотизма и гордости за историю и культуру города и страны; притяжению жителей города и туристов к объекту; положительно влиять на развитие фортификационного сооружения. Следовательно, основными заказчиками проекта являются жители города, представители общественных, в том числе и молодежных, организаций, туристического бизнеса, представители Администрации города, встречи с которыми способствуют определению конкретных задач проектирования, функциональных зон и рекреационных объектов, в которых нуждается город. Такими объектами могут быть рекреационные зоны для активного и культурного отдыха населения, природные парки, арт-галереи и выставочные площадки под открытым небом, места для реконструкций военных действий разного времени, экскурсионные маршруты и другое.
В связи с этим первая группа задач проекта:
– обеспечив физическую сохранность памятнику и прилегающей территории, раскрытие потенциала исторического сооружения, рельефа, озеленения для включения их в активное городское использование; эстетизация пространства, изменение смыслов и назначения территорий вокруг Смоленской крепостной стены;
– поиск простых, малозатратных решений для создания комфортной городской среды, предназначенной для активного или спокойного отдыха населения, включающей культурно-рекреационные зоны для молодежи и взрослого населения, зоны отдыха и питания, прогулок и игровых площадок, места для
20
торговых и сувенирных павильонов, санитарные зоны и стоянки общественного и индивидуального транспорта и другое; благоустройство территории, размещение различных функций.
Вторая группа задач проекта:
– определение и обозначение утраченных частей сооружения, мемориализация значимых событий, связанных с историей города и крепостной стены. Используя разные современные средства дизайна раскрыть наиболее яркие аспекты: исторические факты военных событий, связанных с сооружением, археологические находки и материалы, утраченные фрагменты сооружения, например, башни, стены, мосты.
Фортификационное сооружение и территория исторического памятника представляют объект туристического назначения и могут быть частью экскурсионного маршрута. Следовательно, третья группа задач проекта:
– заложить в проект новые экскурсионные возможности, привлекающие гостей и туристов, продумать экскурсионный маршрут по фортификационному сооружению, согласно нормам и правилам; экскурсионные приемы, позволяющие раскрыть потенциал крепостной стены;
– определить его наиболее привлекательные участки, статичные и динамичные видовые точки, позволяющие продемонстрировать панорамы и перспективы города,
– продумать пункты остановок, питания, места для продажи сувенирной продукции, места стоянок для транспорта (создание возможностей для привлечения инвестиций малого и среднего бизнеса вокруг стены).
Таким образом комплексное формирование исторической среды с помощью особых художественных средств в сочетании с архитектурой и ландшафтом, позволит наполнить городское пространство новым смыслом. Дизайн архитектурной среды сможет решить проблему взаимоотношений между старым и новым, выступит посредником между исторически-сложившейся городской средой и запросами современной жизни.
21
2.4 Изучение опыта работы по развитию и использованию фортификационных сооружений в современном городе
Анализ существующих проектных решений (аналогов), изучение опыта работы с фортификационными сооружениями – четвертый этап. Его цель - изучение отечественных и зарубежных примеров работы с фортификационными сооружениями, выявление наиболее интересных решений, приемов (технических способов), которые можно применить в проектировании и реадаптации, для обновления и развития конкретной исторической среды – фортификационных сооружений и его окружающего ландшафта. Яркими примерами решения задач реадаптации фортификационных сооружений, приспособления к современной жизни являются крепости в Пскове (Изборская крепость), крепостная стена в Коломне Московской обл., крепостная стена в Туле (рис. 5). Рис. 5. Тульский кремль. Аналоговый ряд может включать фотоматериалы объектов и реальные архитектурно-исторические объекты, соответствующие по функциональной типологии теме проектирования, в нашем случае объекты фортификации. При
22
изучении аналогов необходимо воспользоваться структурной схемой показателей, которые позволяют сконцентрировать внимание на конкретных аспектах сооружения:
– какие функции выполняет сооружение;
– как решена проблема адаптации современных элементов дизайна в историческую среду;
– какие приемы демонстрации и «восстановления» утраченных частей сооружения использованы;
– какие туристические возможности привлечены;
– как решается проблема сохранения памятника архитектуры; – какие приемы ландшафтного дизайна использованы и другие. Таким образом, целью анализа является формирование банка идей, сбор материалов (конструктивных, технологических, дизайнерских, ландшафтных), которые могут быть использованы для создания новых проектных решений развития исторической среды фортификационного сооружения.
2.5 Принципиальные подходы к решению задачи бесконфликтного внедрения объектов дизайна в исторически сложившееся пространство фортификационного сооружения
Включение новых объектов в исторический контекст позволяет решать средовой подход как метод современного проектирования в исторической среде. Средовой подход предполагает комплексную оценку сложившейся на территориях проектирования ситуации и создание дизайн-концепции на основе приемов, позволяющих адаптировать современное предметное наполнение городского пространства к среде исторического города при безусловном соблюдении необходимых функциональных характеристик территории проектирования. Принципиальные подходы к решению задачи бесконфликтного внедрения объектов дизайна в исторически сложившееся пространство [9]: 1. Принцип цитатности – буквальное цитирование из прошлого, перетаскивание средового объекта из одной эпохи в другую.
23
2.Принцип моделирования – имитация средового поведения, соответствующего историческому окружению, по законам сценарного моделирования, представляющая собой цепочку конкретных событий, действий, моделирующих какие-то социально-культурные процессы. 3. Принцип неполной формы – это тактика проектирования и размещения элементов дизайна, основанная на подчинении сложившимся пространственно-историческим структурам, на незаметном вписывании в городской пейзаж, на слиянии с архитектурой. 4. Принцип фирменного стиля – его использование сводится к выявлению (на основе архивного анализа и натуральных исследований) существующих законов места, а выявив, следовать им в архитектурно-художественном оформлении (включая формообразование элементов уличной мебели), формируя фирменный стиль исторически ценных пространств среды.
Перечисленные принципы могут быть успешно использованы и при работе с фортификационными сооружениями.
Приемы адаптации новых объектов среды к историческим условиям:
1. Композиционные приемы:
– прием масштабирования, пропорционирования и модульности;
– прием метрических и ритмических построений, горизонтальных и вертикальных членений;
– прием симметрии, асимметрии, дисимметрии и тождества, нюанса и контраста, а также геометрических трансформаций.
2. Колористические приемы. Единство старого и нового достигается за счет:
– использования современных материалов, сближающихся с окружением по колориту и текстурированию;
– использования контрастных по колориту материалов, которые выявляют и выгодно подчеркивают историческое окружение;
– использования характерных в данной среде облицовочных и строительных материалов;
24
– использования нейтрального материала (обычного или зеркального стекла),
отражающего окружение.
3. Приемы стилистической адаптации включают использование декоративных
деталей присущих непосредственно историческому сооружению (крепостной
стене), использование исторического декора в виде цитат из истории, из
окружающих крепостную стену зданий.
4.Приемы морфологической адаптации: обращение проектируемых элементов к
выявленным в среде характерным силуэтам, использование выявленного архетипа,
характерного для данного района города. При этом морфологический прием
проектирования применим там, где преобладает определенный архетип или
морфотип застройки, или силуэт.
2.6 Приемы демонстрации фрагментов истории и «восстановления»
утраченных элементов фортификационного сооружения
«Восстановление» утраченных частей крепостной стены: башен, ворот,
прясел в настоящее время возможно средствами дизайна. Приемы
«восстановления»:
– использование световых инсталляций и эффектов для показа исторических
картин, событий (рис. 6);
Рис. 6. Световая инсталляция на Смоленской крепостной стене
(из проектного решения Тумановой А.)
25
– использование современных конструкций, соответствующих по архетипу, на
месте утраченных частей фортификационного сооружения (рис.7);
Рис. 7. Кафе на месте утраченной части Смоленской крепостной стены
(из проектного решения Третьяка И.)
– использование невидимых террас и зеркальных надстроек, панелей;
– использование элементов археологических раскопов фундамента башни(рис.8);
Рис. 8. Стеклянный купол, демонстрирующий фрагменты фундамента стены
(из проектного решения Кулёмина А.)
26
- система дорожек и площадок как обозначение границ фортификационного
сооружения (рис.9);
Рис.9. Обозначение утраченных частей крепостной стены
(из проектного решения Кулёмина А.)
- использование современных технологий для туристической навигации по
маршруту «Смоленская крепостная стена» (рис. 10).
Рис. 10. Информационный стенд
(из проектного решения Жанжаровой Н.)
27
2.7 Арт-объект и его использование в исторической среде фортификационного сооружения
Современный арт-объект является композиционной доминантой, смысловым акцентом, придающим проектируемому городскому пространству определённое образное звучание и эмоциональную окраску. Арт-объект может представлять абстрактную скульптурную форму, основанную на работе с реальными массами и объемами, светозвуковую инсталляцию или сочетать первое и второе.
Создание. Подготовительная работа по проектированию арт-объекта включает:
1.Сбор исчерпывающих исторических данных (археологических) об исторической среде фортификационного сооружения, на которой планируется размещение проектируемого объекта. Необходимо четко знать, какие исторические события происходили на данной территории, роль данных событий в становлении Российского государства. Не менее важен материал о конкретных людях, с какими историческими выдающимися личностями связаны происходившие события.
2.Определение границ охранной зоны и разрешенных видов деятельности на территории памятника.
3.Определение роли арт-объекта в общей концепции комплексного проекта благоустройства территории фортификационного сооружения. Проектируемый арт-объект может стать тем композиционным центром, вокруг которого строится образное, планировочное и объемно-пластическое решение благоустройства исторической территории (в случае утраченных башен и прясел крепости). Другой вариант предполагает использование арт-объекта как дополнительного элемента организации средового пространства как в композиционном, так и смысловом аспектах. В этом случае количество объектов может возрасти, а их размер стать значительно меньше.
28
4. В процессе работы над эскизом и макетом арт-объекта проблема его гармоничной связи с окружающей архитектурной средой может быть построена как на «нюансе», так и на «контрасте». «Нюанс» предполагает использование в стилистике и формах арт-объекта элементов стилизации под старину в выборе форм, декора, материалов, своеобразных «цитат» из прошлого. Противоположный подход «на контрасте» предполагает использование современных форм и материалов, связанных с окружающей средой как информационно-содержательной частью, так и эстетической составляющей. При этом для выполнения арт-объекта могут быть использованы современные материалы и современные технологии (рис.11-12).
Рис.11. Арт-объект на месте утраченной башни «Фроловская»
(из проектного решения Поморцевой К.)
Рис. 12. Арт-объект на месте утраченной башни «Пятницкие ворота»
(из проектного решения Трусова Ю.В.)
29
2.8 Ландшафтный дизайн и историческая среда фортификационного сооружения
Ландшафт – это часть исторической среды, режим использования которой также регламентирует Федеральный закон. Для эффективного сохранения исторических территорий необходимо перенести основную функционально-семантическую нагрузку с каркасного слоя города, с его планировочной структуры и архитектуры на поверхностный слой восприятия городской среды, формируемый, в основном, элементами ландшафта, благоустройства, городского и графического дизайна. Следовательно, главным принципом работы с историческим ландшафтом фортификационного сооружения является максимальное использование природных материалов, среди которых сформированный рельеф, древесная и травянистая растительность. Чувство такта по отношению к наследию и разумная степень трансформации исторической среды – обязательное требование при ее ландшафтной организации.
Второй принцип ландшафтной организации исторической среды – согласованность новой композиционно-пранировочной структуры пространства с фортификационным сооружением. Композиционно организованное пространство должно представлять упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением. При этом используются различные способы сопоставления, чередования, соподчинения элементов, из которых формируется пространственная композиция. Для создания гармонии новой ландшафтно-планировочной структуры с фортификационным сооружением следует использовать:
– единые стилистические решения, объединяющих пространство с сооружением;
– зонирование территории по функциональному и общественному назначению, отдельных участков для определения насыщения их элементами благоустройства, мест расстановки акцентов;
– определение функций древесной и кустарниковой растительности в формировании среды, их сочетание с фортификационным сооружением, и ландшафтом;
– сочетание открытых и закрытых пространств;
30
– принцип повторения (форм цвета, линий, текстуры).
Третий принцип ландшафтной организации исторической среды – учёт и использование эмоционально-психологического воздействия имеющегося исторического пространства сооружения на человека, его:
– объективный аспект, который формируют геометрические характеристики пространства: длина, ширина, площадь, конфигурация;
– психофизиологический аспект, связанный со способностью пространства возбуждать, утомлять, угнетать, успокаивать;
– ассоциативный, обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии пространства;
– семантический аспект связан с функциональным назначением сооружения.
Доступными приемами преобразования исторического ландшафта, в соответствие с требованиями закона об охране памятников истории и культуры могут быть:
– устройство дорожек и видовых площадок, мостов и переходов на сложном рельефе как выразительного средства дизайна (рис.13);
Рис.13. Скамья «Корни»
– включение наиболее эффектных природных элементов (солитер, букетные посадки, кулисы, группы выразительных древесных растений) в пространственные композиции исторической среды, в структуру новых объектов;
31
– использование малых архитектурных форм, скульптуры, арт-объектов, растений
как акцентов композиции.
Огромное значение имеет ритм смены зрительских впечатлений, создаваемый
изменениями ландшафтных композиций, разнообразием используемых
насаждений и их соответствием различным формам рельефа. Чем выше степень
разнообразия садово-парковых ландшафтов, тем ярче и интересней будет
композиция.
§3. Алгоритм создания дизайн-проекта реадаптации
фортификационного сооружения
Разработка и выполнение дизайн-проекта – шестой и главный этап работы,
на реализацию которого была направлена вся предыдущая деятельность, связанная
со сбором и обработкой информации по фортификационному сооружению (первый
шаг). Комплексный подход к проектированию – особенность работы с
фортификационным сооружением. Поэтому следующий шаг проектирования
связан с осмыслением информации и включает:
1) определение «слабых» мест у фортификационного сооружения;
2) поиск объединяющего «начала» у сохранившихся частей сооружения;
3) продумывание и проговаривание «как могло бы быть»;
4) поиск идей, создание эскизов, выполнение зарисовок (рис. 14);
Рис.14. Поиск идей (из проектного решения Кулаженко И.)
32
5) выбор и детальная проработка наиболее удачного решения;
6)визуализация идей, использование фотовстроек в среду фортификационного сооружения.
Третий шаг проектирования – построение модели пространства, корректировка и уточнение идей.
Четвертый шаг – оформление демонстрационных планшетов:
1) выбор точек восприятия;
2) финишный рендеринг;
3) оценка лучших, более информационных рендеров;
4) выполнение текстового сопровождения проекта.
Работа с картой фортификационного сооружения на этапе проектирования, создание эскизов проекта, рабочих макетов, 3-D изображений позволит увидеть насколько просматривается комплексный характер проектов, правильно ли подобраны приемы проектирования к данной архитектурно-исторической среде фортификационного сооружения (рис.15).
Реализация проектов, задумок и идей – последний, сложный этап, выполнение которого зависит от ряда условий. Проект развития, реадаптации фортификационного сооружения, других исторических территории создается для людей (жителей города, гостей, туристов). Поэтому одним из условий реализации проектов является их публичное представление – организация выставки с последующим представлением и обсуждением идей в средствах массовой информации, на страницах интернета. Интенсивная коммуникация между различными функциональными сферами по вопросу внедрения дизайн-концепций по восстановлению и развитию Смоленской крепостной стены и территорий вокруг в жизнь приводит к взаимопониманию, коллективному обсуждению и принятию более взвешенных решений.
33
Рис.15. Смоленская крепостная стена: объекты проектирования.
34
Заключение
Фортификационное сооружение – сложный объект, обладающий историко-культурным и экономическим потенциалом. В настоящее время фортификационное сооружение не должно быть застывшим образованием, доставшимся нам от предков. Организация уникальных исторических территорий на примере фортификационного сооружения предполагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности (создания музеев) с инновационными видами – созданием природно-исторических парков, зон активного и спокойного отдыха, объектов познавательного туризма. Новые виды и формы развития исторических территорий должны дополнять природные, хозяйственные и социокультурные процессы.
В рамках данной работы были:
– изучены современные подходы (принципы, приемы и методы) к сохранению и развитию исторических объектов на примере фортификационных сооружений;
– определены основные законодательные акты, регламентирующие работу с фортификационными сооружениями;
– составлен алгоритм работы дизайнера с историческим объектом и определено содержание работы на каждом этапе;
– подобран диапазон возможных современных решений бесконфликтного проникновения современного дизайна в историческую среду фортификационного сооружения;
– систематизированы и оформлены в виде учебно-методического пособия материалы по работе с исторической средой на примере фортификационного сооружения «Смоленская крепостная стена».
35
Список литературы и других источников
1.Вавилонская Т.В. Задачи системного планирования в условиях архитектурно- исторической среды [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-sistemnogo-planirovaniya-v-usloviyah-arhitekturno-istoricheskoy-sredy-1 2. Калинина, Н.C. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города [Текст]: дис. … канд. архитектуры : 18.00.01 : защищена 17.02.2000 / Калинина Наталья Сергеевна. – М., 2000. – 177 с. 3.Калугина-Паблос К.Н. Методика проектирования современной архитектуры в историческом городе. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16929392 4.ЛесковаИ.В., Максимова Е.В., Большаков С.Н. Архитектура культурного туризма: социологический аспект. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-kulturnogo-turizma-sotsiologicheskiy-aspekt/viewer 5.Михайлов, С.М. Дизайн города в историческом аспекте [Электронный ресурс] http://vestnik.osu.ru/2011_9 (дата обращения: 12.06.2014). 6.Национальный стандарт Российской Федерации «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108092
7.Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии: изучение, вопросы консервации, реставрации и возможности использования: Сборник материалов третьей международной конференции. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. — 96 c. [Электронный ресурс] – URL: http://prussia.online/Data/Book/ob/oboronitelnie-sooruzheniya-evropi-i-vostochnoy-prussii-3/sbornik_dokladov_3.pdf 8.Павлинова С.Н. Дизайн как способ сохранения среды малого исторического города // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50782 (дата обращения: 25.03.2019). 9.Сазиков, А. В. Проблемы дизайна исторически сложившейся городской среды [Текст]: дис. канд. искусствоведения : 17.00.06 : защищена 23.04.2000 / Сазиков Алексей Владимирович. – М., 2000. – 158 с.
10.Скалкин А.А. Архитектурная идентичность города: понятие и методология исследования // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №2(43). – С. 87-97 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/2kvart18/05_skalkin/index.php
11. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1611478
12.Федеральный закон об охране памятников истории и культуры [Электронный ресурс]–URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/5fcf10985c8ef6a435ced85e4de742c4f59d330e/ ).
36
Приложение 1.
Основные термины
Акцент архитектурный (градостроительный) – композиционный элемент (здание, сооружение, скульптура и др.), выделяющийся благодаря своим характеристикам (высота, масштабность, центральное местоположение) на фоне других элементов городской среды. Аутентичность – специфические особенности, отличие архитектурных памятников, оригинальность, подлинность, соответствие первоначальному виду.
Видовая точка – участок, при перемещении в границах которого обозреваемый вид практически остается неизменным.
Дизайн-исследование – система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения задач и проблем его использования, создания (проектирования), поддержания жизненного цикла.
Дизайн-концепция – совокупность дизайнерских решений при разработке продукта, дающая общее представление о нём, модель будущего проекта. Зона формирования вида – территория, обозреваемая в виде. Зона видимости достопримечательного места - территория, с которой можно обозревать памятник истории и культуры. Исторические территории – территории объектов культурного наследия - (памятников, ансамблей, достопримечательных мест), границы которых утверждены в установленном законом порядке; иные части территории населенного пункта и межселенных территорий с исторически сложившейся планировочной структурой, живописным ландшафтом, характером застройки, а также иными характеристиками, представляющими историко-культурную ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, археологии и этнологии.
37
Историко-культурные исследования – комплекс архивных, библиографических, натурных и иных исследований, проводимых в целях определения предмета охраны указанного объекта, установления (или актуализации) границ его территории, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам, определяющих условия сохранения, реставрации, приспособления (эксплуатации) объекта культурного наследия, а также сохранения и восстановления традиционных характеристик его градостроительного и природного окружения. Охранный статус – особый правовой режим объекта культурного наследия, его территории, определяющий требования государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятника истории и культуры. Панорама – сформировавшийся вид городского (сельского) культурного ландшафта, зрительно воспринимаемый с наиболее значимых путей и площадок обзора в пределах угла зрения от 60 до 120 градусов. Ревитализа́ция в контексте урбанистики обозначает процесс воссоздания и оживления городского пространства. Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек Регенерация – «восстановление, возобновление, возмещение чего-нибудь в процессе развития, деятельности, обработки» (С.Ожегов). Сооружение – результат строительства, представляющий собой линейную, плоскостную или объемную, строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части и предназначенную для выполнения производственных процессов, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Территория объекта культурного наследия (выявленного объекта культурного наследия), являющегося достопримечательным местом – земельные участки, части земельных участков, земли, непосредственно занятые объектом культурного наследия и связанные с ним исторически и функционально.
38
Приложение 2.
(из Федерального закона об охране памятников истории и культуры)
Виды объектов культурного наследия
1.Памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия
2.Ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия
3.Достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места
39
Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации,
а также объекты археологического наследия
объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования