ОГРАНИЧЕНИЯ в работе дизайнера (архитектора) при организации среды

 в зоне «влияния» Смоленской крепостной стены.

В ниже приведенном материале рассматриваются вопросы, возникающие при сохранении аутентичности исторической городской среды Смоленска у Крепостной стены.  Приводятся ограничения в работе любого градостроителя (архитектора, дизайнера) при работе  в архитектурной среде исторического города (поселения).

Трудно перечислить весь спектр ограничений, накладываемых на работу дизайнера в историческом контексте на территориях рядом со Смоленской крепостной стеной. Однако в ниже приведенном материале обозначены только два вида ограничений, с которыми столкнутся участники «Школы».  Работа над реальными дизайн-проектами архитектурной среды вокруг исторических зданий и сооружений, с целью сохранения среды исторического поселения, связана с ограничениями   нормативно-правового характера и ограничениями средового характера, накладываемыми градостроительными особенностями расположения Крепостной стены в градостроительном контексте г. Смоленска.

Первая группа из указанных ограничений в виде нормативно-законодательных регламентов формируются следующими документами:

 На территории Республики Беларусь основным законом, регламентирующим вопросы строительства и благоустройства территорий поселений, в том числе исторических, является 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 5 июля 2004 года №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

На территории России - Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г №73-ФЗ, Закон о рекламе 13 марта 2006 года N 38-ФЗ,Правила землепользования и застройки конкретного поселения (Смоленск, Тула, Рязань), нормативные документы в сфере строительства (СП 42.13330.2016 «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», Нормативы градостроительного проектирования Смоленской области), Проекты планировки конкретных территорий.

Документами конкретизирующими (устанавливающими) регламенты исторического поселения город  Смоленск необходимо назвать разработанный, но в настоящий момент не утвержденный,    «Проект границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения г. Смоленск» (3 тома в 10 книгах).

Правила землепользования и застройки г. Смоленска и описанный выше «Проект границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения г. Смоленск» относятся к параметрическому методу нормирования, т.е.предусматривающему задание параметров, определяющих безопасность, функциональность и качество объекта регулирования. В качестве параметров используются цели, функциональные требования и критерии, которым должен соответствовать объект регулирования. В отличие от предписывающего метода нормирования, параметрический метод описывает ожидаемый результат без указания средств его достижения.

 В то время как предписывающий [англ. prescriptive] метод нормирования – подробно описывает материалы и методы, размеры и местоположение конструкций и компонентов, а также другие специфические характеристики, которые должны быть обеспечены для достижения цели нормирования. К данному методу нормирования в больше мере относятся нормативные документы (СП, СНиПы, МДС).

 «Проект границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения г. Смоленск» четко обозначает территории подлежащие использованию с учетом вопросов охраны объектов культурного наследия и Смоленской крепостной стены. Для этих территорий указываются характеристики и элементы благоустройства и строительства, что является обязательным для участников «Международной школы дизайна архитектурно – исторической среды» (далее – «Школа»).

Практически на всем протяжении Смоленской крепостной стены данным проектом предусмотрена зона  Р 0, с  регламентом, которым в частности «Запрещается:

- Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, создающая угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, характеристик и параметров ценностной структуры их территории, в том числе: любые виды нового строительства (за исключением работ по воссозданию утраченных элементов историко-культурной среды, производимых в режиме реставрации) и проведение всех видов иных мероприятий, нарушающих или создающих предпосылки для нарушения/искажения предмета охраны памятников и ценностной структуры их территории,…». Таким образом вводятся ограничение в зоне размещения смоленской крепостной стены на строительство зданий и ограничения на габариты и стилистику, применяемые материалы элементов благоустройства, элементов дизайна.  

Рассмотрение регламентов, допускающих организацию городской среды в исторической зоне, возможно на примере менее «жесткого» регламента - Р1. Данный регламент также ориентирован на сохранение исторической аутентичности городского пространства у крепостной стены.

«Территории применения требований к градостроительной деятельности Р-1: территории градостроительных комплексов центральной части Смоленска – жилые и общественные пространства, сформированные исторически ценными градоформирующими объектами, определяющими (наряду с объектами культурного наследия) облик центральных улиц и площадей Смоленска с присутствием объектов застройки иных ценностных категорий.

Режим содержания и использования:

Разрешается:

- Поддержание исторически сложившегося характера восприятия объектов культурного наследия.

-Поддержание характеристик и элементов градостроительной среды, обладающих историко-культурной ценностью.

-Регенерация историко-градостроительной среды методами реконструкции и строительства (при амортизации и разборке существующей застройки).» При рассмотрении требований данного регламента обратим внимание на регламентацию элементов дизайна и колористические особенности элементов застройки и благоустройства.

«Требования к градостроительным регламентам:

26.

Ограничения в части проведения работ по размещению информационных стендов, рекламных щитов, вывесок, наружного освещения

- разрешается размещение объектов системы городской ориентирующей информации высотой не более 2,5 м

- разрешается размещение вывесок не выше первого этажа здания, строения или сооружений с площадью информационного поля вывески не более 0,5 кв.м. Вывески не должны закрывать архитектурные и декоративные элементы фасадов здания

- запрещается размещение рекламно-информационных щитов и стендов наружной рекламы, в том числе отдельно стоящих

27.

Ограничения в части наружного освещения

- разрешается установка отдельно стоящего оборудования городского освещения, отвечающего характеристикам элементов архитектурной среды

29.

Основные отделочные материалы, заполнение оконных и дверных проемов, козырьки

- разрешается использование традиционных материалов (оштукатуренные поверхности, лицевая кирпичная кладка, обмазка раствором по кирпичной кладке, натуральный камень)

- запрещается использование нетрадиционных материалов – сайдинга, черепицы, имитирующих черепицу материалов, профилированного металла, пластика и пр.

30.

Цветовое решение

- снижение диссонирующего влияния зданий и сооружений, не представляющих историко-культурной ценности, путем использования в отделке фасадов традиционных или имитирующих натуральные отделочных материалов с использованием неярких (пастельных) оттенков – светло-охристого, светло-голубого, светло-зелёного.

- разрешается для каменных стен - обмазка известковым раствором, окраска светлыми пастельными тонами или побелка по кирпичной кладке или штукатурке

- разрешается для кровель – сурик, серый, красно- коричневый, зеленый цвета

31.

Элементы благоустройства (в том числе ограды, дорожные покрытия, малые формы)

- запрещается разборка исторически ценных фрагментов каменных мостовых

- разрешается благоустройство территории

- проведение работ по озеленению при условии обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия, ценных градоформирующих объектов в его историко-градостроительной среде;

 

Необходимо подчеркнуть наличие большого количества критериев оценки и воссоздания элементов исторической городской среды регламентируемых проектом, в том числе и на территории вокруг Смоленской крепостной стены.

Наряду с указанными выше требованиями нормативных документов к элементам пространства исторического города, проектирование в исторической городской среде подлежит ограничениям и другого типа: это средовые ограничения, т.е.  необходимость следовать сложившейся градостроительной ситуации, существующему контексту. Целью проекта «Международной школы дизайна архитектурно-исторической среды» заявлено: «Сохранение уникальности исторической среды, находящейся в непосредственной близости к памятникам архитектуры, через создание комплексных дизайн-проектов».

Создание дизайн-концепции благоустройства и развития территорий, находящихся в непосредственной близости к памятнику архитектуры федерального значения «Смоленская крепостная стена» является одной из задач «школы».

Смоленская крепостная стена являясь фортификационным сооружением, отличается своим образно-символическим началом от жилых и общественных зданий, поэтому разработка единого концептуального проекта приспособления крепостной стены к сегодняшним потребностям города - очень сложная задача.

Состояние стены, точнее размещение локальных фрагментов стены в «живой» городской ткани усложняет задачу создания единой дизайн-концепции, т.к. потребует обобщений по условиям эксплуатации участков стены, находящихся в различных условиях.  Обобщения могут нивелировать (снижать) точность подхода к каждому из участков и это может повлиять на качество идеи использования стены и, соответственно, благоустройство территорий вокруг стены.

Средовой-контекстуальный метод проектирования позволит получить участникам школы положительный результат. Средовой подход предполагает комплексную оценку сложившейся на территориях проектирования ситуации и создание дизайн-концепции на основе приемов позволяющих адаптировать современное предметное наполнение городского пространства к среде исторического города, при безусловном соблюдении необходимых функциональных характеристик территории проектирования.

Элементы среды, проектируемые участниками проекта должны вписаться в существующий градостроительный и ландшафтный контекст на территориях у Смоленской крепостной стены, должны отвечать особенностям участка, что подразумевает соблюдение климатических, градостроительных и ландшафтных особенностей места.

Работа дизайнера над адаптацией исторической среды к современным потребностям благоустройства должна быть нюансной или «точечной». В данном случае, совокупность «дизайнерских» компонентов подразумевает интеграций различных видов дизайнерской деятельности с архитектурной. В существующих нормах благоустройства городской среды акцент ставится на адаптации пространства к нуждам человека. Здесь учитываются нормы эргономики, в том числе вопросы, касающиеся маломобильных групп населения, а также добавляется функциональное насыщение, связанное с потребностями туристических маршрутов, среди которых система навигации, информационные пункты, торговые функции.

Для решения участниками названных задач необходимо обратится к опыту ряда европейских архитектурных школ, которые  в своих теоретических и практических изысканиях опираются на композиционный, колористический и материальный анализ городской среды.

Поэтому, одним из заданий на проектирование, которые архитектурные школы  дают своим студентам: могут быть проект реновации  определенного исторического здания (сооружения), которое, к примеру, требует не только реставрации, но и  интеграции в сложившуюся среду, и должно соответствовать атмосфере улицы. Участники «Школы» также должны исследовать историческую среду Смоленска  в районе проектирования, особенно обращая внимание на соседствующие с крепостной стеной  постройки. Задача «школьника» состоит «лишь» в соблюдении определенных правил: соответствие выбранной для данной улицы гамме, использование определенных материалов для определенных малых форм, грамотный подбор материалов и покрытий.

Изменение образа места размещением новых элементов пространственного окружения возможно только на основе комплексного анализа исторически сложившейся градостроительной ситуации. По каким критериям и какими методами возможна предварительная оценка сложившейся градостроительной ситуации?  

К приемам (критериям оценки), позволяющим решить заявленную «Школой» задачу возможно отнести следующие:

  • Композиционные приемы адаптации
  • Колористические приемы адаптации
  • Стилистической адаптации
  • Морфологической адаптации
  • Приемы образно-символической и ассоциативной адаптации.

 

  1. Композиционные приемы адаптации условно можно разделить на приемы, используемые при формировании фронтальной, объемно-пространственной и глубинной композиции:
    • Фронтальные композиции применимы в большей мере для архитектурных сооружений и останавливаться на них нет необходимости.
    • при формировании объемно-пространственной композиции нового объекта уделяется внимание приемам масштабирования, пропорционирования и модульности габаритных объемов ближайшего окружения, соразменности по высоте и длине с соседними зданиями, сомасштабность отдельных форм элементов пространства с элементами соседних зданий и сооружений.
    • при учете построения глубинной композиции выявляются приемы геометрических трансформаций (трансформации формы), такие как сдвижка (выявление посредством заглубления основной фасадной плоскости, использование выступающих ризалитов или прием консольно нависающей фасадной плоскости). Также характерен прием ступенчатой композиции, которая развивается по вертикали и в глубину застройки, что визуально нивелирует высотность зданий и сооружений.

 

2. Колористические приемы адаптации возможно разделить на пять наиболее распространенных приемов:

  • использование современных материалов, но сближающихся с окружением по колориту и текстурированию поверхности элементов благоустройства;
  • Использование контрастных по клориту материалов, которые тем самым выявляют и выгодно подчеркивают историческое окружение;
  • Использование характерных в данной среде облицовочных материалов стен;
  • Использование традиционных для данного региона строительных материалов (пример: красного кирпича в среде с преобладанием исторических зданий из этого материала или использование дерева в исторической деревянной застройке);
  • Использование нейтрального современного строительного материала –стекла или зеркального стекла, отражающего окружение.

Таким образом, формируется общий колористический принцип средового проектирования, который включает в себя взаимодействие нового объекта с окружением как на уровне цвета, комбинации нескольких цветов, так и на уровне фактуры, текстуры применяемых материалов.

 

3. Прием стилистической адаптации может быть разделен на :

  • использование декоративных деталей присущих непосредственно стене:  

белокаменный цоколь, декоративный полувалик - поясок, наличие белокаменных порталов с городской стороны на воротных башнях, угловые пилястры опять же на воротных башнях, обрамления из кирпича (наличники) бойниц верхних ярусов, карниз на квадратных башнях и выступающие из плоскости стены машикули на круглых или многогранных башнях и т. п.    

  • использование исторического декора в виде цитат из истории, из окружающих крепостную стену зданий. Это необходимо, т.к. историческая ткань Смоленска вокруг крепостной стены хотя и состоит из разновременной и разностилевой застройки но имеет в своей основе, например, приемы характерные для классизцизма.
  • использование определенной декоративной модульной сетки, состоящей из … рисунка покрытий, соразмерных или спропорционированных с элементов соседних зданий и непосредственно крепостной стены.

 

4. Приемы по морфологической адаптации делятся на:

  • обращение к силуэтной адаптации (например, выявление в среде характерного силуэта элемента окружающих стену  зданий (фронтоны, купола, шатры и т.д.) или непосредственно элементов стены.
  • применение приемов формообразования и морфологических трансформаций, которые имеют определенные точки соприкосновения с композиционными приемами в соседнем окружении при выявлении объемной композиции. Благодаря этому создается сложносочененная композиция.
  • использование выявленного определенного архетипа, характерного для данного района города.

При этом морфологический принцип средового подхода проектирования тем более  применим там, где преобладает определенный архетип или морфотип застройки, или силуэт.

В случае обсуждаемого семинара данным архетипом выступает Смоленская крепость.  Необходимо отметить, что морфологический принцип не является общим принципом, в отличие от композиционного, колористического и стилистического, а относится к специфическим.

Элементы благоустройства, разработанные дизайнерами, безусловно, внесут контекст современности в историческую среду Смоленска, но точно также ее меняют люди, одетые по-современному, личный или общественный транспорт, современная музыка, светофоры и т.д,

поэтому, предметное наполнение – к примеру, уличные скамьи, сан. узлы, освещение, временные выставки, – должно быть максимально нейтральным, чтобы «не спорить» со сложившейся архитектурной композицией городского пространства.


Указанные выше критерии оценки среды проектирования и одновременно приемы создания элементов пространственного окружения (элементов благоустройства в историческом центре Смоленска) позволят участникам «Школы» приблизиться к освоению средового проектирования.

Средовой подход в проектировании элементов наполнения городской среды, это более тонкое понимание знаковости (специфики) места при проектировании дизайн – концепции благоустройства Смоленской крепостной стены; совместимость архитектоники проектируемых сооружений с окружением, создающая общий масштаб; чувство материалов и детализации, наряду с ритмической соразмерностью; освобождение территории от автотранспорта и забота об экологии Смоленска.

Все идеи средового проектирования, зародившиеся в прошлом столетии, актуальны для участников «Школы» и необходимы к применению в настоящем дизайн-семинаре.

 В исторической современной городской среде Смоленска необходимо сохранение образности, которая часто подменяется современными технологиями, в последние годы: просто невежеством чиновников и проектировщиков.  Требуется поиск архитектурных и дизайн - решений, выражающих смысловую составляющую среды территорий окружающих Смоленскую крепостную стену, а не имитирующую ее. При работе над решением задач «Школы» необходимо стремление к сохранению особенностей «места», т.к. территории вокруг различных участков Смоленской стены также разнохарактерны. Некоторые из участков относятся к типичным городским ландшафтам, на некоторых преобладают черты природных ландшафтов. Особенности каждого из сохранившихся участков стены складывались в течение долгого времени – практически в течении более четырехсот лет.

Тенденция к преемственности, разнообразию, освоенности, художественной ценности городской среды ведет к ее гуманизации, а поиск пути - каким образом достичь этого в настоящее время, является перспективным направлением развития городской среды Смоленска.

 

П.В. Пахомов